Примерное время чтения: 17 минут
1174

Человек ворующий

Самым большим предметом, украденным когда-либо человеком (одним, без помощников), был пароход "Ориент Трейдер" грузоподъемностью 10 639 тонн. Летней ночью 1966 года некий мистер Н. Уильям Кеннеди, пробравшись в бухту залива Святого Лаврентия, что в Канаде, перерубил причальные тросы, и судно благополучно отдрейфовало к буксиру, стоявшему наготове. Этот факт занял свое место в Книге рекордов Гиннесса.

Масштабность акции воистину достойна восхищения, несмотря на то что в основе лежит уголовно наказуемое действие - воровство.

В ПОСЛЕДНИЕ десять лет, когда стало модным русские слова заменять иностранными, воров стали именовать клептоманами, что вызывает искреннее недоумение профессиональных психиатров. Ведь клептомания - это редчайшее расстройство психики, поэтому наивно было бы думать, что каждый вор страдает этим недугом.

Короче: клептоманы пароходов не прут. И высокопоставленные чиновники, которых в прессе иногда обзывают клептоманами, таковыми не являются. Клептомания - это патологическое стремление к краже, возникающее импульсивно, как любовь с первого взгляда. А воровство - действие продуманное, направленное на приобретение материальных ценностей, для некоторых это единственный способ заработка. Клептоманическая кража обычно не преследует материальной выгоды: украденный предмет клептоману абсолютно не нужен. Но порыв стянуть - непреодолимый, причем при акте воровства клептоман испытывает удовольствие. Потом он может сгорать со стыда или мучиться от чувства вины, но в те доли секунды, пока длится момент кражи, индивид - на вершине блаженства.

В общем, вору интересен результат, а клептоману - процесс.

Симптомы клептомании

УЧЕНЫЕ несколько раз пытались провести исследования по вопросу клептомании, но пока убедительной, полноценной клинической картины составить не удалось. Серьезные научные работы не получались из-за того, что невозможно собрать "материал для изучения": потенциальные участники не верят, что все будет проводиться строго конфиденциально, а полученные данные не будут переданы в суд.

Для диагностики клептомании существует несколько критериев:

а) повторяющаяся время от времени неудачная попытка сопротивляться порыву украсть что-либо, в чем не нуждаешься лично или что не представляет денежной ценности,

б) усиливающееся непосредственно перед кражей напряжение или состояние предвкушения радости,

в) чувство удовлетворения и облегчения во время и сразу после кражи,

г) кража не совершается из чувства мести, гнева или в состоянии раздражения,

д) крадущий не является больным шизофренией,

е) клептоманическая кража происходит без ассистента: здесь невозможен факт совместного сотрудничества.

Даже самые страстные клептоманы не "ходят на дело" каждый день: слишком велика нагрузка на психику. Скорее всего, они находят какие-то пути компенсации. Западные ученые полагают, что, украв, клептоман какое-то время живет на этом "кайфе", как наркоман на "дозе". По продолжительности такой ремиссии различают три варианта: 1) редкие, единичные кражи перемежаются с долгими периодами ремиссии, 2) затянувшиеся периоды воровства с периодами ремиссии, 3) хроническая клептомания с некоторыми степенями неустойчивости.

Куцая статистика

КЛЕПТОМАНИЯ встречается гораздо реже, чем произносится это слово. Настолько редко, что, когда научные сотрудники пишут диссертации, примеры приходится набирать поштучно, активно прибегая к помощи художественной литературы: "Колесам" Артура Хейли, "Дамскому счастью" Эмиля Золя. При острой нехватке вспоминают исторический факт - французского короля Генриха IV, обожавшего умыкнуть в гостях какую-нибудь безделицу.

В жизни клептоманов больше, чем попадает на экспертизу и в руки правосудия. Ловят их в большинстве случаев в магазинах (там легче всего осуществляется их стремление, а кроме того, в магазинах часто попадаются предметы, на которых клептоман "повернут"). Западная статистика говорит, что клептоманами являются приблизительно 5% магазинных воров. Остальные - просто воришки. Часть из них - подростки - может выходить на этот промысел как на ритуал "посвящения во взрослую жизнь", а также из чувства юношеского сопротивления или желания полихачить перед своей компанией.

Так кто же подвержен клептомании? Материалы канадских исследований уверяют, что большинство пациентов - женского пола, их средний возраст - 36 лет, обычный "стаж" заболевания - около 16 лет.

Иголка в стогу сена

ДАЖЕ видавшим виды врачам бывает чрезвычайно трудно отличить клептоманию от просто воровства. Как рассказал руководитель отдела судебно-психиатрических экспертиз ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского, профессор Борис ШОСТАКОВИЧ, в практике клептомания вычленялась лишь несколько раз за несколько десятилетий.

- Борис Владимирович, наши граждане умеют "косить" под любое заболевание, а вору - так просто прямая выгода симулировать симптомы клептомании. У них это хорошо получается?

- Бывали случаи, когда человек многократно совершал кражи и объяснял, что не мог удержаться. Например, учительница время от времени крала у своих коллег некоторые суммы денег. Когда ее задержали, она уверяла, что страдает клептоманией. С моей точки зрения, случай сомнительный: тот факт, что ее интересовали именно деньги, не давал возможности доказать клептоманию. У клептоманов игровой, спортивный мотив, а не корыстный.

А вообще это такое уникальное расстройство влечения, которое доказывается крайне редко. Дав то или иное заключение, продолжаешь сомневаться.

Много лет назад некий гражданин раз в месяц в отделе мужской одежды ГУМа воровал костюмы производства ГДР. Инженер, с высшим образованием - для воров это вообще нехарактерно. Надевал в примерочной кабинке костюм, сверху - свой и шел на выход. Весьма часто приходил, примелькался продавцам, они после его ухода недосчитывались костюмов. Двенадцать штук в общей сложности украл, все хранил дома. Клялся, что не мог совладать с собой.

Мы не расценили это как клептоманию. Хотя сейчас понимаю, что это была именно она... А тогда было принято решение, что костюм - это все-таки материальная ценность, и мужчину признали ответственным.

- Откуда берется клептомания?

- Это волевое нарушение, связанное с расстройством привычки, влечения. Что-то тянет, заставляет совершать такие действия. Есть целый ряд расстройств влечения - стремление к бродяжничеству, пиромания (когда человек получает удовольствие от вида огня и совершает поджоги). Вот другие нарушения - булимия (страсть к обжорству), анорексия (обратный вариант), сексуальные "сдвиги" вроде объяснимы, а вот в случае с клептоманией и пироманией, по правде говоря, довольно трудно выделить, на основе какого инстинкта, внутреннего побуждения они развиваются.

Мне представляется, что клептомания чем-то похожа на склонность к азартным играм, то есть развивается в какой-то степени на основе инстинкта самосохранения, хотя прямых доказательств этому нет. Человек получает особое удовольствие от риска, от щекотания нервов, своеобразной игры, в которой самое захватывающее - чувствовать, что тебя не схватили. Такой механизм получения удовольствия.

Есть крайняя форма нарушения инстинкта самосохранения - суицидомания, которая в более легких вариантах известна как стремление к удовольствию, связанному с риском для жизни. Этим отличаются каскадеры, рокеры, любители экстремальных видов спорта. Человек постоянно находится на балансе между жизнью и смертью и получает от этого кайф.

Клептомания - примерно то же самое, только степень риска значительно меньше. У мотоциклиста - прямая угроза жизни, а у клептомана - косвенная: угроза социальной свободе.

К расстройствам влечения в широком смысле относятся и алкоголизм, и наркомания. В определенное время у больного наступает чувство дискомфорта, когда ему хочется выпить или уколоться, - идет внутренняя борьба. Потом радость - дорывается. Какое-то время после принятой дозы его отпускает, наступает насыщение. Но со временем, чтобы получить ощутимое удовольствие, пить приходится чаще и больше. У алкоголиков это хорошо видно, у игроков, когда патологическая страсть к игре приводит семью к нищете. По идее, и у клептоманов должно быть так.

- Излечение возможно?

- В случаях, когда есть сексуальная подоплека, используют психотерапию и гормональные препараты. Успехи не очень большие. Но все-таки имеется направление, по которому можно двигаться вперед. У больного снижается гормональная активность - говорят, помогает.

Но в целом все, что касается расстройств влечения, лечению поддается плохо. Тем более что мы практически не знаем, откуда это берется.

- Люди, которые попадаются на удочку наперсточникам, считаются больными?

- Нет, у них всего лишь повышенная доверчивость и наивное желание моментально разбогатеть.

- К нам в редакцию пришло письмо, в котором женщина рассказывает, что ей приходится общаться с семьей клептоманов. Она обижается на них, но при этом понимает, что люди сами не ведают, что творят, не могут управлять своими эмоциями, и потому она не прерывает с ними отношений.

- Хотя расстройства влечения не столь хорошо исследованы, как, скажем, шизофрения, но таких случаев, чтобы клептомания была семейной болезнью, ни на практике, ни даже в теории, встречать не приходилось. Однако известно, что существует определенная форма психического расстройства у пожилых людей, которая называется бредом ущерба и обнищания. Пожилые люди могут обвинять окружающих (прежде всего родственников и тех, кто часто приходит в гости) в кражах: внук украл расческу, соседка тайно отсыпает из банки крупу, невестка умыкнула едва начатый пакет хны и так далее.

C больным человеком, который уверен, что у него постоянно происходит убыль, договориться до чего-то разумного невозможно: он существует в другой реальности. Именно это и помогает ему иногда полностью убедить случайно зашедшего гостя, а порой и милицию, что жизнь его проходит в экстремальных условиях, вокруг воры, от нее прячут еду и дома ничего нельзя оставить. Иногда бабушка с бредом обнищания так славно "обработает" какую-нибудь доверчивую медсестру, что та потом заявляет родственникам: "Что вы издеваетесь над бедной старушкой?"

- Стоит ли бояться клептоманов?

- Они больше опасны для себя: знают свою склонность, стыдятся и постоянно боятся наказания за совершенные кражи. Но главная проблема в том, что клептомания - самое профессионально не реализуемое расстройство. Например, пироман со своей страстью к огню может податься в пожарные. Из людей с притупленным чувством опасности получаются великолепные спасатели и каскадеры. А клептоману и выбрать-то нечего...

- Клептоман помнит сам момент кражи?

- Да, притом отчетливо.

А тем временем в Штатах...

АМЕРИКАНСКИЕ клиницисты протестировали лекарство, которое должно помочь людям, страдающим клептоманией. Это не новый препарат, прежде его применяли, чтобы отваживать алкоголиков от пьянства. Подобно алкоголикам клептоманы испытывают острое чувство вины, часто впадают в депрессию и нередко предпринимают попытки самоубийства. Не существует верного способа для лечения таких побуждений и состояний, сами они тоже не исчезнут, поскольку имеют биологическую поддержку.

Для эксперимента было набрано восемь человек. В зависимости от серьезности симптомов каждый участник получал от одной до трех таблеток в день. Воздействуя на мозг, лекарство вызывает чувство расслабленности в определенных центрах и блокирует удовольствие от кражи, которое испытывает ворующий. Большинство участников показали, что на фоне приема препарата им лучше удавалось контролировать свои порывы.

Исследователи говорят, что результаты пробного лечения выглядят очень обещающими. Правда, есть небольшая загвоздка: до финиша эксперимента (который длился 11 недель) добрался только один пациент.

Неправильные воры

КАНАДСКИЙ психиатр Уилл Купчик, более 27 лет занимающийся проблемами клептомании и воровства, пришел к интересным умозаключениям. Благодаря тому, что Американская ассоциация психиатров долгое время пользовалась некорректной формулировкой клептомании, десятки (если не сотни) людей, пойманные на воровстве, были ошибочно названы больными.

Между тем только двадцатая часть магазинных воров являются примерами истинной, настоящей клептомании. Юристы, не вдаваясь в медицинскую сторону дела, стали прикреплять лейбл "клептомания" столь часто, что в это множество стали попадать такие преступления, как мошенничество и кражи со взломом. Делалось это на основании показаний, которые давали сами задержанные. Они заявляли, что никоим образом не пытались употребить похищенное в корыстных целях, а украли исключительно из желания кому-либо отомстить. Очень удобно: не вор, а болеющая персона.

В контраст с обычными ворами, которые составляют подавляющее большинство всех воров, довольно комфортабельно чувствуют себя в своей профессии и могут всего лишь испытывать тревогу за то, что их могли повязать, неправильные воры после кражи испытывают буквально адовы муки, поскольку на самом деле являются честными людьми, далекими от уголовного мира. Но и не воровать они тоже не могут.

Этих людей, как правило, отличает низкая самооценка, чувство одиночества и подсознательное желание возмездия за то, что они такие плохие.

Когда в жизни возникают различные трудности, злость на какого-то значимого человека или серьезные потери (работы, семьи, любимого человека, частей тела), организм стремится как можно скорее компенсировать это. Лишь некоторые персоны убегают от потрясения по здоровой тропке - идут в тренажерный зал или занимаются бегом трусцой. А в основном же одни утешаются пьянством, другие неумеренной едой, третьи с головой ныряют в работу. Индивидуал, находящийся в состоянии глубочайшего стресса, также может побаловать себя десертом, совершить в магазине крупную покупку или украсть, как это делают неправильные, нетипичные воры.

Так что нетипичный вор, находясь в состоянии аффекта, не всегда может контролировать "души ужасные порывы". А в остальное время это этичные, законопослушные граждане. И психиатры обычно настаивают на том, чтобы правосудие не обходилось с ними слишком строго.

Юные воришки

МНОГИЕ родители, дети которых начинают воровать, иногда приходят к мысли: "А что, если мой ребенок - клептоман?" Спешим успокоить: распространенность этого отклонения столь мала, что вряд ли она коснется вашего ребенка.

Не считается отклонением от нормы, если маленький человечек что-то однажды украл: он растет, познает мир и опытным путем проверяет границы дозволенного. После поучительной беседы (а порой и не только беседы) стремление брать чужое проходит.

Бывают и такие случаи, когда дети крадут то, чего не могут купить. Но чаще всего под видом воровства скрывается другая проблема. Одно время по Москве прокатилась серия краж, совершаемых детьми новых русских. Эти ребята имели хорошие карманные деньги, могли приобрести любую понравившуюся вещь, но они воровали, чтобы привлечь к себе внимание родителей, пусть даже отрицательное. В общем, детское воровство обычно провоцируется не отсутствием денег у ребенка, а отсутствием любви со стороны родителей и дружеского, душевного внимания. Перефразируя рекламу, посоветуем: надо больше общаться.

Вот как бывает...

ИНОГДА клептоманы хранят украденные предметы, бывает - тайно возвращают, подбрасывают на прежнее место. А тот же Генрих IV, например, возвращал стыренное добро, откровенно смеясь над одураченными приближенными.

Бывает, что клептомания носит сексуальную направленность, характер фетиша - кражи женского белья, к примеру. В практике советской психиатрии был зарегистрирован клептоман, ориентированный на мужские меховые шапки. Ушанки были связаны у него с определенными переживаниями сексуального толка. Когда к нему в дом пришли с обыском, обнаружили целую коллекцию. Оперативники удивились, что ни одной шапки он не продал (а все они были новенькие, из магазина): "За полцены мог бы загнать, накупить себе всякой всячины". А человек тот обиделся: "Зачем продавать, у меня хорошая зарплата".

Он их складировал, разглядывал, получал удовольствие...

Национальный спорт

ЕЩЕ в позапрошлом веке классик сказал, что у России два главных козыря - пьянство и воровство. О пьянстве не будем, а о воровстве поразмышлять очень даже интересно. Например, в нашей речи больше всего синонимов к слову "украсть": спереть, стыбзить, стянуть, сбондить, скоммуниздить наконец. В общем, приоритеты ясны.

Воруем мы преимущественно на работе - интернетное время, карандаши, бумагу. Воспитатели из ворот детского сада с сумками наперевес выходят. Берем легко, как цветы в поле рвем. Кто не пользуется случаем - тот почти идиот. А таковых, по примерным подсчетам, не больше 10%.

Это у нас такая культурная норма, менталитет такой - постоянно тащить с работы. При том, что вором никто себя не считает. Вор - это если из кармана спереть или из сумки.

Психологи считают, что в основе уникального российского воровства лежит вполне объяснимое чувство - сопротивление власти. "Ты начальник, я дурак. Поэтому я тебе отомщу". По мнению психотерапевта Татьяны Горичевой, "в стране, где веками длилось крепостное право, а позже люди не имели четкого понятия о частной собственности, иного и быть не может. Начальство смотрит на это сквозь пальцы. Оно само ворует, только на своем уровне. Если секретарша унесет из офиса пачку бумаги или втихую позвонит с работы по межгороду, то ее шеф включит в финансовый отчет конторы расходы на обучение своих отпрысков за границей. Вот и вся разница".

Если нашему человеку предложить прибыльную работу, но при этом сказать, что "за малейшую украденную скрепку будешь уволен", он сочтет, что это зверская, человеконенавистническая лавка, и, скорее всего, от предложения откажется: морально не выдержит в таких фашистских условиях.

Если клептоман берет то, что ему не нужно, вор - то, что можно выгодно продать, то типичный клепто советикус нередко кладет глаз на то, что в принципе невозможно куда-нибудь пристроить. В милицейской практике был случай, когда тренер по футболу украл... медицинскую центрифугу для анализа крови. "На всякий случай": никогда наперед не знаешь, что может пригодиться.

И это правильно: страна наша похожа на главу семьи, который умеет только обещать. Достойную старость, светлую юность, низкую криминогенность. Что бывает, когда человек не выполняет обещания? Либо штраф, либо мордобой. Но бить можно только по физической морде, а по юридической - никак. Мы мстим "безмордому" противнику и штрафуем его как можем. При этом количество денег в кармане мстителя не играет никакой роли. Даже когда человеку удается разбогатеть, он по-прежнему помнит, что когда-то был бедным государственным служащим, считал копейки, и... продолжает мстить уже по инерции.

В принципе, русской душе не нравится любая власть - будь то продавец в магазине, работник жэка или правительство. Бизнесмен, которому на бензоколонке по ошибке налили бензина на пять литров больше, обычно не бросается доплачивать: пустячок, а приятно. Он шустро газует, радуется подарку фортуны и считает, что умеет жить. И родители им гордятся: не зря, видать, отец мясо с комбината тырил, вон какого хлопца вырастили!

У России свой путь и свое понятие о воровстве. В заграничных гостиницах мы сметаем ручки, мыло и полотенца. Владельцы отелей именно из-за русских туристов вынуждены брать залог за пользование махровым халатом. Съезжая, предъявляешь халат и получаешь обратно свой залог. И отправляешься на родину довольный: халат-то из соседнего номера был.

Разбогатев, лишь немногие приобретают хорошую привычку за все платить.

P. S. Возвращаясь к клептомании. Мы были бы богатейшей страной, если бы чиновники и подчиненные разного калибра были бы всего-навсего клептоманами. Подумаешь, один из десяти тысяч человек украдет ластик "Архитектор", которым ничего не сотрешь...

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно