Примерное время чтения: 4 минуты
280

Справиться с инсультом

Выжить после инсульта позволяет нейронам головного мозга препарат, недавно разработанный российскими учеными. При поддержке РФФИ и Фонда содействия развитию МФП НТС исследователи изучили его действие на клетки, подвергшиеся сильнейшему окислительному стрессу, и выяснили, что он способен противостоять, образно говоря, и их убийству, и самоубийству. В малых дозах этот уникальный пептид, придуманный и синтезированный в Институте молекулярной генетики РАН (Москва), повышает внимание и способность к обучению, улучшает память и поднимает настроение. А в дозах побольше - помогает выжить после инсульта.

ЕЖЕГОДНО в мире переносят инсульт около 6 млн. человек. Его жертвами ежегодно становятся более 450 тысяч человек по всей России. В среднем каждый десятый из тех, кто пострадал от инсульта сосудов головного мозга, умирает, пятеро остаются инвалидами. И лишь немногим удается полностью восстановить силы после болезни.

Причина в том, что лишенные кислорода в результате инсульта некоторые клетки головного мозга погибают уже через несколько часов. Одни - от некроза, потому что рвутся клеточные стенки. Другие - потому что приходит в действие механизм апоптоза, отсроченной, но запланированной гибели клеток. Образно говоря, несентиментальная природа избавляется от "бракованного" экземпляра - ей, в отличие от близких пациента и его самого, он больше не нужен.

А вот препарат, созданный и внедренный недавно в клиническую практику сотрудниками Института молекулярной генетики РАН и медико-фармацевтическим предприятием "Ватрос", защищает клетки мозга от гибели и позволяет им выжить в условиях окислительного стресса. И, как следствие, предотвращает неизбежные ранее последствия инсульта.

Молекула нового препарата состоит из семи природных аминокислот. Надо сказать, что первые миллиграммы этого препарата ученые синтезировали давно - более 20 лет тому назад. Все эти годы они его исследовали, а затем и налаживали производство. Изучали механизм действия, проверяли его, что называется, "по полной программе": не токсичен ли, не вызывает ли вредных побочных явлений сразу после приема и в будущем. Проверяли и на отдельных клетках, и на лабораторных животных. А когда убедились в его эффективности и безопасности на мышах, то исследовали препарат в клинике - сначала на здоровых добровольцах, затем на пациентах.

Результаты исследования приятно удивили. Причем дважды. Дело в том, что сначала авторы планировали использовать свой препарат в качестве ноотропного - из тех, что улучшают память, внимание, способность к обучению. В этом качестве "Семакс" создателей не подвел. Как оказалось, действует он не хуже традиционных препаратов с похожим действием, но куда более эффективен. Его так и начали выпускать - как ноотропный. А изучать не переставали.

Тут и оказалось, что в более высокой дозе он обладает еще одним интересным и куда более серьезным действием: проникая в мозг, он защищает нервные клетки от гибели в условиях окислительного стресса, то есть действует как нейропротектор. Причем уколы не нужны - препарат можно просто закапывать в нос, и уже через 4 минуты он начинает действовать. И что особенно важно - новый пептид защищает клетки мозга, даже если ввести его не до, а через несколько часов после стресса. В эксперименте - после обработки клеток перекисью водорода (это распространенная модель постинсультного поражения). И в клинике - через несколько часов после, увы, настоящего инсульта.

Однако о результатах ученые говорят очень осторожно, ведь и объект изучения исключительно сложен. Так что исследования авторы продолжают. Но результаты клинических испытаний весьма убедительны.

Через месяц после инсульта из 40 пациентов, получавших "Семакс", один человек все-таки умер. Тридцать пациентов в основном поправились. И девять остались инвалидами, из них двое - тяжелыми. А вот из тех пациентов, которым врачи, того не зная, капали в нос "плацебо" - просто бесполезный, но и безвредный раствор, не выжили семеро. Двадцать пять стали инвалидами, девять из которых - тяжелыми, и хорошо восстановились только восемь человек.

"Я убежден, - говорит руководитель проекта академик Николай Мясоедов, - что препарат чрезвычайно эффективен. Это подтверждают и лабораторные, и клинические исследования. Разумеется, он не отменяет традиционной терапии, а дополняет ее. Разумеется, это не 100%-ная гарантия выздоровления после инсульта. Но если каждая бригада "скорой помощи" будет использовать его как препарат первой очереди при инсульте головного мозга, то шансов на жизнь, на более скорое и полное выздоровление у пациентов будет значительно больше".

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно