Примерное время чтения: 7 минут
3196

Какому святому молиться

Многие, придя в церковь, в растерянности стоят, не зная, к какой иконе подойти, какому святому помолиться, чтобы попросить избавления от какого-то конкретного недуга. На эти вопросы отвечает кандидат медицинских наук с богословским образованием из Санкт-Петербурга Игорь ПОПОВ.

ИСПЫТАНИЕ болезнью должно возбудить в человеке осознание греха. Вот как говорит святой псалмопевец Давид: "Нет целого места в плоти моей от гнева Твоего; нет мира в костях моих от грехов моих, ибо беззакония мои превысили голову мою, как тяжелое бремя отяготели на мне, смердят, гноятся раны мои от безумия моего" (Псалтирь, 37, 4-9).

Однако христианин должен не только каяться в своих грехах, молиться о выздоровлении, но и лечиться. Между прочим, верующий человек отличается большей исполнительностью и большей верой врачу. Почему так? Преподобный Ефрем Сирин писал, что "тело - это храм Духа Святого, поэтому нужно иметь радение об этом храме", а епископ Игнатий (Брянчанинов), архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) и преподобный Амвросий Оптинский считали, что христианин должен с верой выполнять все медицинские назначения, с надеждой уповать на выздоровление, с любовью относиться к своему доктору, через разум и руки которого действует Сам Господь.

Библия слагает целый гимн врачам и медицине: "Почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал его, и от Вышнего - врачевание, и от царя получает он дар. Знание врача возвысит его голову, и между вельможами он будет в почете. Господь создал из земли врачевства, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими... Сын мой! в болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу, и Он исцелит тебя. Оставь греховную жизнь и исправь руки твои, и от всякого греха очисти сердце... и дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен. В иное время и в их руках бывает успех; ибо и они молятся Господу, чтобы Он помог им подать больному облегчение и исцеление к продолжению жизни" (Сирах, 38, 1-14). А в Новом Завете апостол Павел называет апостола Луку "врачом возлюбленным" (Колоссянам, 4, 14).

В Библии можно прочесть и о некоторых методах лечения. Применялись омовения, помазание маслом, наложение успокаивающих мазей на раны перед перевязкой (Исаия, 1, 6); пластырь из смокв накладывался на нарывы (Исаия, 38, 21); раны для дезинфекции омывались вином и маслом (Лука, 10, 34). Врачевательное служение Иисуса Христа принималось апостолами как Его наследие наряду с Его учением. Исцеление больных рассматривалось церковью как первейший христианский долг. В числе харизм апостол Павел упоминает "дары исцелений" (I Коринфянам, 12, 9).

"Со времени Иисуса Христа, - пишет кандидат медицинских наук Константин (Горянов), архиепископ Тихвинский, ректор Санкт-Петербургских Духовных академии и семинарии, - значение болезни видится не в том, что она должна исчезнуть с лица земли, а в том, что Божественная сила, которая ее в конце концов победит, уже действует на земле. Ибо болезнь, хотя и имеет некий смысл, все же остается злом. (Откровение, 22, 2)".

Наиболее известен и любим всеми православными христианами святой врач великомученик и целитель Пантелеимон. В молодости он изучал врачебное искусство, лечил людей и принял христианскую веру, за что был казнен в 305 году. Мы отмечаем день этого святого 9 августа по новому стилю.

Святой врач Валентин (да-да, тот самый Валентин, чей праздник католики отмечают 14 февраля как День всех влюбленных) прежде всего был врачом. Кстати, мы, православные, вспоминаем этого святого священномученика Валентина, пресвитера Римского, 19 июля по новому стилю. Валентин исцелял слепых, в том числе и слепую дочь своего тюремщика, которую любил. Казнен был святой Валентин за веру в Христа в 269 году в Риме. Ему молятся люди, страдающие заболеваниями глаз.

Святой Лука, архиепископ Симферопольский и Крымский, - это не кто иной, как Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, известный русский хирург, специалист в области гнойной хирургии, лауреат Государственной премии, прошедший сталинские концлагеря. Он умер в 1961 году и был канонизирован в лике святых в конце XX века. Святому Луке Войно-Ясенецкому молятся больные в России, Украине и Белоруссии, а также православные христиане в Польше, откуда ведется род Войно-Ясенецких. Церковь празднует его память 11 июня по новому стилю.

Куда и к кому должен обращаться православный христианин в случае болезни? В поликлинику по месту жительства и в свою приходскую церковь. Участковый терапевт направит вас к профильному специалисту, а ваш приходской батюшка отслужит молебен и так же обратится к "профильному" святому, приносящему облегчение и исцеление того или иного недуга. И вы сами в своих домашних молитвах будете обращаться к этим святым.

Итак, православный человек, наряду с консультацией у профильного специалиста и лечением у своего участкового врача, молится:

  • о скором выздоровлении - мученику Панкратию;

  • вообще при болезненном состоянии - святому епископу Спиридону Тримифунтскому, преподобному Пимену Многоболезненному, великомученику Пантелеимону, преподобному Агапиту, преподобному Сампсону, священномученику Ермолаю, мученикам Косме и Дамиану, мученикам Киру и Иоанну, мученикам Мокию и Аниките, мученикам Фалалею и Трифону, Божией Матери в честь иконы "Целительница";

  • при головной боли - пророку Иоанну Предтече;

  • при болезнях глаз - Божией Матери в честь иконы "Казанской", святителю Алексию Московскому, святому Василию Блаженному, святителю Никите Новгородскому, праведному Симеону Верхотурскому, благоверному царевичу Димитрию, мученику архидиакону Лаврентию, мученику Мине Египтянину, святому сотнику Лонгину, великомученику Димитрию Солунскому, преподобной Евфросинии Московской, казанским святителям Гурию и Варсонофию;

  • при зубной боли - священномученику Антипе;

  • при болезнях желудка - великомученику Артемию;

  • при травмах и заболеваниях верхних конечностей - Божией Матери в честь иконы "Троеручица", преподобному Иоанну Дамаскину;

  • при травмах и заболеваниях нижних конечностей - праведному Симеону Верхотурскому, преподобному Серафиму Саровскому;

  • при инфекционных заболеваниях - мученику Конону, священномученикам Киру и Иоанну;

  • при повышенной температуре и лихорадке - апостолу Петру, святителю Василию Новому, преподобному Мирону, праведному Артемию Веркольскому, мученице Фотинии, праведной Иулиании Лазаревской;

  • при нарушениях менструального цикла - преподобному Ипатию Руфианскому;

  • при синдроме хронической усталости - преподобному Александру Свирскому, преподобному Никите Столпнику;

  • при бессоннице - семи святым отрокам в Ефесе, преподобному Иринарху Ростовскому, преподобному Маруфу, епископу Месопотамскому;

  • при отеках, асците - преподобному целебнику Ипатию Печерскому;

  • при ангине, гриппе, рините - священномученику Власию Севастийскому;

  • при заболеваниях ЛОР-органов - преподобному Иоанну Рыльскому;

  • при параличах - преподобному Иакову Железноборовскому, преподобному Иоанну Печерскому Многострадальному, преподобному Мартиниану Палестинскому;

  • при бесплодии - святым праведным Иоакиму и Анне, святым праведным Захарии и Елисавете, преподобному Роману Перекомскому, мученику младенцу Иоанну Киево-Печерскому, преподобному Ипатию Руфианскому, преподобному Евфимию Великому;

  • в трудных родах - Божией Матери в честь иконы "Помощница в родах", Божией Матери в честь иконы "Феодоровской", святым праведным Захарии и Елисавете, преподобной Мелании Римляныне, великомученице Екатерине Александрийской;

  • при проблемах естественного вскармливания - Божией Матери в честь иконы "Млекопитательница", преподобному целебнику Ипатию Печерскому, равноапостольной Нине, мученице Трифене Кизической, покровительнице младенцев иконе Божией Матери "Тихвинская", святому праведному Симеону Богоприимцу, мученику Уару Египетскому;

  • при детских болезнях - святителю Иулиану, праведной Иулиании Лазаревской;

  • при энцефалопатии и других неврологических заболеваниях раннего детского возраста - великомученику Никите Константинопольскому;

  • при эпилепсии и тяжелых нервно-психических расстройствах - мученику Виту Римскому;

  • при отморожениях - святым блаженным Андрею Константинопольскому и Прокопию Устюжскому;

  • при алкоголизме - Божией Матери в честь иконы "Взыскание погибших", мученику Вонифатию Тарсийскому, преподобному Моисею Мурину, Божией Матери в честь иконы "Неупиваемая чаша".

В XI веке в Киеве был известен врачебным искусством киево-печерский монах врач Агапит. Он исцелял больных, пользуясь настоями лекарственных трав. Оказывая помощь неимущим, Агапит не брал с них платы, за что получил прозвание безмездного врача. После смерти преподобный Агапит был канонизирован православной церковью. Святому Агапиту обращают свои молитвы многие больные.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно