Почти девяносто лет назад маленькую девочку привел в цирк отец, известный ветеринар, и она впервые увидела манеж из-за кулис. А в двадцатых годах имя Ирины БУГРИМОВОЙ уже не сходило с афиш.
Спорт, спорт, спорт
- МОЙ папа постоянно работал в цирке, с ним была связана вся его жизнь, даже любовниц в цирке имел. Красивый мужик был! - вспоминает Ирина Николаевна. - А мой дед контр-адмирал Иосиф Иосифович Федорович - легендарный моряк, участник обороны Севастополя 1854-1855 гг. Дед дружил с Иваном Константиновичем Айвазовским. К сожалению, деда я не видела, но, когда бывала в Севастополе, всегда заходила в Музей обороны города, где висит его портрет работы Айвазовского. Вся наша семья любила искусство, а папа особенно тяготел к театру. Дружили мы со многими артистами, нашими частыми гостями были и драматические, и оперные, и артисты балета, и певцы... Мы, дети, всегда готовились к приезду гостей: разучивали песни, стихи, танцы. И однажды кто-то, увидев мою пластичность, посоветовал родителям отдать меня в балетную студию.
Ирочка Бугримова успешно выдержала строгие экзамены в балетную студию при Харьковском оперном театре. Три года учебы, выходы в спектаклях, приглашение в актерский состав театра... но то ли характер, то ли увлечение спортом, а может, и то и другое изменили судьбу Ирины Бугримовой. В ее домашнем архиве хранится множество призов, почетных грамот, свидетельств, напоминающих о ее спортивных достижениях. Многосторонности ее можно было позавидовать: бег, барьерный бег, метание мяча, диска, копья, прыжки в длину, толкание ядра, хоккей с мячом, беговые коньки, прыжки с вышки в воду - и во всех этих видах спорта были высокие результаты. А в 1928 г. она участвовала в первых Всесоюзных спартакиадах - летней и зимней - и заняла несколько призовых мест.
- На какое-то время спорт вытеснил все другие интересы, такой уж был у меня характер: постоянно что-то преодолевать, побеждать, выигрывать. К спорту меня подготовили в семье. Ждали мальчика, а родилась я. Но воспитывали меня как мальчика, разрешали все, даже одевали в штанишки. Наш загородный дом был очень просторный: площадка для игры в крокет, теннисный корт, "гигантские шаги", качели. А еще специально для меня держали доппель-пони. Вообще к лошадям я всю жизнь неравнодушна, это мое любимое животное. Когда я работала в цирке в Измайлове, так первое, с чего начиналось утро, - это с прогулки верхом. И в цирке мне приходилось работать с лошадьми.
Взгляд из-за кулис
- ИЗ ТАКОЙ семьи - и в цирк?
- Наверное, я неосознанно полюбила цирк еще в детском возрасте, когда была "ассистенткой" у папы - подавала ему инструменты - это было моей обязанностью. Быть за кулисами цирка - это совсем не то, что в зрительном зале: ты находишься в таинственном мире, каком-то особенном. Когда я рассказала маме о своих намерениях, она сказала: "Ирочка, на тебе же будет пятно на всю жизнь - "цирковая артистка". Цирковая... это самое светлое пятно в моей жизни.
В квартире Бугримовой множество фотоальбомов. Здесь и история семьи, и фотографии укротительницы с ее львами, и снимки, сделанные на берегу Черного моря. Много кадров со стадионов, где Ирина завоевывала первые места. А вот совсем молоденькая девушка в костюмах и платьях той поры - королева с горделивой осанкой...
- Ирина Николаевна, почему же вы променяли балет на цирковую арену?
- Наверное, могла бы быть неплохой балериной, но их так много, а укротителей-женщин... Нужно иметь определенный характер, природа в меня что-то необходимое для этого заложила, с детства я была ужасный сорванец.
А звери-то кусаются...
- КАК я понимаю, вам пришлось несладко в этой профессии...
- Пожалуй, на мне нет места, на котором звери не оставили бы следов. Когда совала голову в пасть льву, ничего не случалось. А в, казалось бы, безобидных ситуациях случались неприятности. Однажды в аттракционе "Воздушные качели" под куполом мой лев Таймур вдруг впился клыками мне в колено. Это было неожиданно, потому что он единственный из моих львов, который не боялся высоты. С ним мы работали и в других номерах, например на багажнике мотоцикла. Потому я его и выбрала, что он привык сидеть на движущемся предмете. И вдруг такая неприятность. Я все-таки закончила номер. Когда спускались качели, вокруг колена на белом трико выступили красные пятна. Возможно, зрители этого и не заметили, ведь я, как и положено, номер закончила улыбкой. Но боль усиливалась, а на следующий день стала невыносимой. Пришлось делать операцию. Потом чуть не началась газовая гангрена, но все обошлось.
Еще был случай в Польше. Один из львов ударил меня лапой по лицу. Это был Гриф, который в трюке "Пирамида" привык сначала огрызаться, а потом выполнять приказ. Возможно, ему показалось, что я агрессивно подхожу к нему. Это было похоже на удар боксерской перчаткой, но с когтями. Замолк оркестр, в зале полная тишина. Глаза мои залиты кровью, начинаю терять сознание... А потом больница. Запомнилось, уже на операционном столе, как хирург сказал: "Пани народилась с тремя очами..." - по-русски это значило, что я родилась в рубашке. Только на четвертый день я вышла на манеж, старалась гримом скрыть искалеченное лицо, а вне манежа ходила в больших темных очках. Что это значит для женщины, знает только женщина. Неужели на всю жизнь? Уже на родине наши врачи сотворили чудо: я вновь стала прежней. Это только два эпизода, а сколько травм было - не сосчитать. И порванные сухожилия, и шрамы - все это издержки профессии. Но я никогда не жалела о выбранном пути.
- Откуда берет начало этот путь?
- Думаю, что со стадиона. Это были годы первых пятилеток, трудового подъема, рекордов, и цирку нужны были герои, сильные, мужественные люди. Многие спортсмены приходили в цирк работать, и мне тоже хотелось чего-то яркого, захватывающего. Судьба свела меня с Александром Буслаевым, талантливым человеком, увлекающимся музыкой, спортом, мотоциклом. Мотогонками и я увлекалась, так что общих интересов у нас было достаточно. Наступило время, когда мы вместе стали искать достойное дело. И нашли.
Золото везде блестит
- В ХАРЬКОВСКОМ цирке с нами заключили договор на подготовку аттракциона "Полет на санях". Номер не новый, но мы решили его усложнить. Задача заключалась в том, чтобы пролететь на санях под куполом цирка со скоростью 75-80 км/ч сквозь движущиеся кольца. Аттракцион готовили полтора года, прошел он с успехом. А наш творческий союз с Буслаевым стал семейным.
- Сколько львов вы держали одновременно на манеже?
- Пыталась доводить до 12-16 вместе с молодняком. Больше нельзя: манеж не позволяет.
- А друг к другу как львы относятся?
- Львы хоть и стадные животные, но стоит кому-нибудь начать драку, как все принимаются выяснять отношения между собой. За сорок лет работы не один раз приходилось моим ассистентам пускать воду из шлангов - приводить драчунов в чувство.
- Выступления не срывались?
- Случалось. Бывало, приходит мой помощник Пашка: "Арина Николаевна, что-то Цезарь там заводится". Самое страшное - когда заводятся. Тут уж ничего не поможет. Иногда приходилось загонять их в клетки и рассаживать по одному. А когда выяснят отношения, успокоятся, можно продолжать работать.
- Ирина Николаевна, у творческих людей часто не складывается семейная жизнь. Почему, на ваш взгляд?
- В цирке много счастливых семейных пар. А у нас с Буслаевым не сложилось. Во многом из-за его амбиций. Не хотел быть вторым. Да и со вторым мужем не получилось. Вот ведь странно: чем лучше я относилась к мужьям, тем хуже они относились ко мне. Почему?..
- Вы побывали во многих странах мира и, конечно же, сравнивали мастерство наших и зарубежных артистов. Чьи выступления ярче, более захватывают?
- Хорошие артисты есть во многих странах. И работают по-разному. Китайцы - труженики, немцы - головасты. Есть поговорка: золото везде блестит. А побывала я действительно во многих странах. Легче сказать, где не была. Разве что на том свете, но и в свои 90 не спешу туда...