Примерное время чтения: 8 минут
362

Лже-Анастасия

Мы продолжаем рассказывать о русских самозванцах. Чрезвычайно разнообразными, непохожими друг на друга были эти персонажи. Одни мелькали, словно метеоры, и исчезали почти бесследно, оставив по себе лишь полустертые временем следы в розыскных делах тайных приказов, экспедиций, канцелярий; другие взрывались зарядом огромной разрушительной силы, и расходившаяся от них волна мятежа сотрясала до основания вековые устои российской государственности... Но самое удивительное, что история самозванчества в России не завершилась и по сей день!

Княжна из психушки

"ЧУДЕСНОМУ спасению" и дальнейшей судьбе дочери Николая II Анастасии, якобы выжившей после расстрела царской семьи в Екатеринбурге в 1918 году, посвящено несколько романов и художественный кинофильм, выпущенные на Западе. Как же родился этот миф и имеет ли он под собой основания?

"Я была вместе со всеми в ночь убийства и, когда началась резня, спряталась за спиной моей сестры Татьяны, которая была убита выстрелом, - так рассказывала 20 июня 1922 года русскому эмигранту барону фон Клейсту о себе женщина, содержавшаяся около полутора лет в психиатрической лечебнице в Дальдорфе близ Берлина под именем "госпожи Чайковской". - Я потеряла сознание от нескольких ударов. Когда пришла в себя, то обнаружила, что нахожусь в доме какого-то солдата, спасшего меня... Я опасалась преследования и потому решила не открываться никому..."

Уточненную версию этой истории барон вскоре услышал от подруги по изгнанию графини Зинаиды Толстой: "2 августа нынешнего (1922. - А. В.) года женщина, называющая себя великой княжной Анастасией, рассказала мне, что ее спас от смерти русский солдат Александр Чайковский. С его семьей (матерью, сестрой и младшим братом. - А. В.) Анастасия Николаевна приехала в Бухарест и оставалась там до 1920 года. От Чайковского она родила мальчика, которому сейчас должно быть около трех лет... В 1920 году, когда Чайковский был убит в уличной перестрелке, она, не сказав никому ни слова, бежала из Бухареста и добралась до Берлина".

Забравшие "Анастасию" из психушки барон и баронесса фон Клейст, очевидно, убедились, что перед ними самозванка, ибо вскоре она оказалась на улице. Надо заметить, что это был уже не первый случай такого рода. Трагедия в Екатеринбурге породила новую волну самозванчества, сопоставимую с той, что прокатилась в первую русскую смуту. "Слухи о том, что кто-то из великих княжон смог спастись, были чрезвычайно сильны", - писал публицист К. Савич, до октября 1917 года занимавший должность председателя Петроградского суда присяжных. Спаслись якобы не только княжны.

"Царские дети" на потоке

В СИБИРИ в середине 1919 года объявился отрок 15-16 лет, очень похожий на царевича Алексея и назвавшийся им. По приказу адмирала Колчака юношу доставили в Омск. Француз Пьер Жийяр, бывший воспитатель наследника русского престола, которому сибирский правитель поручил проверить истинность заявлений привезенного, для начала задал незнакомцу несколько вопросов по-французски. "Царевич" ответить не смог, но заявил, что прекрасно понимает, о чем его спрашивают, однако отвечать не желает, а разговаривать будет только с адмиралом Колчаком...

Через несколько месяцев в Польше объявился еще один "Алексей". Там же спустя некоторое время появилась "великая княжна Ольга". Она рассказывала схожую с легендой "госпожи Чайковской" историю, как потеряла память от сильного удара оружейным прикладом по голове, якобы полученного в Екатеринбурге от матроса-палача, а затем была спасена неким сердобольным солдатиком.

"Царские дети" - то Анастасия, то Татьяна, то Ольга - с навязчивой регулярностью заявляли о себе и в Германии, и во Франции, и в Североамериканских Соединенных Штатах. По югу Франции в 20-е годы гастролировала, например, некая предприимчивая особа под именем Ольга Николаевна, собиравшая с сентиментальных лопухов деньги на "выкуп заложенных в ломбард драгоценностей императорской фамилии". Так ей удалось обогатиться почти на миллион франков!

Затем настал черед "детей и внуков царских детей": например, завсегдатаем мадридской корриды много лет был некий прожигатель жизни, представлявшийся "внуком царевича Алексея"...

В эмигрантских кругах одно время ходила легенда, что на самом деле царь и его семья не были расстреляны, а тайно содержались под неусыпным надзором ВЧК - ОГПУ на одном из курортов Грузии. А сам Николай II якобы дожил до 1957 года и похоронен в Сухуми под фамилией Березкин...

При всем скептическом отношении широких кругов мировой общественности к этим слухам миф о "чудесно спасшейся Анастасии", принявшей фамилию Чайковская, оказался на диво живуч. Перешагнув пороги психиатрических клиник, он широко распространился по миру. Несмотря на то что все знавшие великую княжну Анастасию не находили решительно ничего общего с кочевавшей из одной германской клиники в другую "фрау Анни Андерсон" (новое имя "госпожи Чайковской"), нашлись влиятельные силы, которые всячески поддерживали претензии самозванки. Дошло до того, что в 1938 году эта дама потребовала юридического признания "факта": она - дочь российского императора! К этому времени "фрау Андерсон" уже перебралась в Америку, выйдя замуж за профессора медицины Джона Мэнэхэна.

В феврале 1984 года эта женщина скончалась в городе Шарлотсвилл, штат Вирджиния. Но урна с ее прахом захоронена в Германии, в фамильном склепе герцогов Лейхтенбергских, близких родственников семьи Романовых! Почему?

Как утверждает изучавший обстоятельства этого дела российский историк Андрей Низовский, при жизни "фрау Андерсон-Мэнэхэн" семейство Лейхтенбергских было всецело на ее стороне. Это тем более поразительно, что многие представители германского аристократического рода хорошо знали истинную Анастасию.

Ники и Аликс объяснялись с детьми по-немецки?

ОФИЦИАЛЬНО начатое в 1938 году судебное дело по иску самозванки о признании ее великой княжной Романовой - самое длительное в истории мировой юриспруденции. Оно не разрешено до сих пор, несмотря на то что еще в 1961 году суд Гамбурга вынес однозначный вердикт: истица в силу целого ряда причин не может претендовать на имя и титул великой княжны! Как, например: "госпожа Чайковская-Андерсон-Мэнэхэн" абсолютно не владеет русским языком, всю жизнь она говорила лишь по-немецки...

Но некоторые сторонники самозванки дали этому факту сногсшибательное толкование: оказывается, в семье последнего русского императора дети объяснялись с родителями в основном на немецком - родном языке государыни Александры Федоровны (по рождению герцогини Гессен-Дармштадтской). После перенесенной в 1918 году тяжелой травмы мозг страдалицы княжны оказался поражен частичной амнезией ("тут помнит, там не помнит"). Поэтому славянскую словесность Анастасия так позабыла, как если бы ее никогда и не знала; зато германские наречия не только остались при ней, но и "чудесно усовершенствовались"...

Гамбургский суд указал причины своего решения о том, что "сия госпожа" не вправе называть себя Анастасией Николаевной. Во-первых, она наотрез отказалась от медицинской и лингвистической экспертиз, без проведения которых подобная идентификация невозможна, а состоявшиеся графологическая и антропологическая экспертизы дали отрицательный результат; во-вторых, судебный референт, знающий русский язык, засвидетельствовал, что претендентка им никогда не владела; наконец, ни один из свидетелей, лично знавших Анастасию, не увидел в истице даже отдаленного сходства...

Тем не менее в конце 70-х годов дело о признании "Анастасии" получило новый скандальный поворот: полицейская экспертиза во Франкфурте-на-Майне нашла некое сходство между формой ушей "фрау Андерсон-Мэнэхэн" и настоящей княжны. В уголовном законодательстве Западной Германии этому способу идентификации личности придавалось столь же решающее значение, как у нас - отпечаткам пальцев. Дело не дошло до трагикомического финала лишь потому, что претендентка к тому времени стала совершенно невменяемой.

Точку в затянувшемся споре должен был поставить генетический анализ. Предварительные выводы генетиков не оставляли сомнений: Анна Андерсон, на протяжении 64 лет утверждавшая, что она дочь Николая II, чистой воды самозванка. Но это требовалось документально подтвердить исследованиями ее тканей, образцы которых хранились в больнице американского города Шарлотсвилл.

Но по непонятным причинам этому упорно противилась авторитетная Ассоциация российских дворян США, в судебном порядке блокировавшая любые попытки провести такое исследование. Наконец группа британских ученых во главе с широко известным Питером Гиллом получила в свое распоряжение фрагменты кишечника "Анастасии", удаленные у нее в ходе давней операции в США. Оказалось, что генетический код этой фрау очень далек от характеристик кода герцога Эдинбургского Филиппа, мужа английской королевы Елизаветы II, связанного узами родства с семейством Романовых. Зато практически полностью совпадает с генетическими данными ныне живущих родственников некоей Францишки Шансковской - немки польского происхождения, в 1916 году трудившейся на заводе боеприпасов под Берлином и попавшей в психиатрическую клинику после случайного взрыва пороховых зарядов, повлекшего ее умопомрачение...

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно