Примерное время чтения: 8 минут
387

Лекарства-подделки... Так ли страшен "черт"?

Раньше вопросы контроля качества лекарств и борьбы с лекарствами-подделками относились к компетенции фармацевтической инспекции Минздрава России, теперь, в связи с проводимой реформой министерств, эти функции передали Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, которую возглавляет Рамил ХАБРИЕВ. Уж он-то точно знает, насколько велик наш шанс оставить в аптеке собственные и далеко не лишние денежки в обмен на бесполезную пустышку в красивой обертке.

Что могут 20 сотрудников?

НА ОТЕЧЕСТВЕННОМ рынке есть как отечественные, так и импортные препараты. Доля импортных - около 60%, но не в физическом, а в денежном выражении. Импортные - заметно дороже.

Что касается подделок - их в общей массе, по некоторым экспертным оценкам, от 7 до 10%. На 2003 год территориальными органами контроля качества была выявлена 201 серия поддельных лекарств, 68 наименований - это официальные данные Минздрава России. Как же они попадают на рынок? Работа фарминспекции была организована следующим образом: данные органов контроля качества, центров сертификации направлялись в Мин-здрав России, где их обрабатывали и вели базу данных на фальсифицированные препараты. Усилия контролирующих органов были направлены на оптовиков. Главная цель - не допустить фальшивки в розничную сеть. А как? Выявляли, кто из поставщиков был замечен в недобросовестности, и именно эти фирмы становились объектом пристального внимания. Столичные инспекторы ездили по всей России, выясняли, откуда именно пришла фальшивка, как попала к поставщикам, и так прослеживали всю цепочку. От частных лиц информация приходила крайне редко, но и ее учитывали, все данные передавали в МВД. А полномочия инспекции заканчивались тем, что она отправляла проверочные материалы в соответствующее управление Минздрава, которое занималось лицензированием фирм - производителей и поставщиков лекарств. Ну а уж там делали соответствующие выводы - не выдавали таким компаниям лицензии или принимали решение об их отзыве.

В настоящее время, по сути, механизм контроля такой же. За 2003 год прошло около 400 проверок, но на всю Россию было всего-то 20 сотрудников торгинспекции, что они могли? Сейчас идет административная реформа, теоретически - все меняется, но реально сделано немного. Функции бывшей фармакологической экспертизы от Минздрава перешли к Федеральной службе, начинают формироваться ее территориальные органы, контроль теперь будет осуществляться на местах. Впрочем, никакого "увеличения чиновничьего аппарата" не произойдет - идет просто перераспределение людей внутри ведомств.

Скептики могут сказать: "Если с приезжими инспекторами из Москвы недобросовестному производителю или дистрибьютору договориться было сложно, то уж со своими, на местах, он запросто найдет общий язык". Но прежняя контрольная система Минздрава России на местах хоть формально и подчинялась Москве, но финансировалась-то из местных бюджетов. А теперь деньги будут поступать из Москвы, и "надавить" на комиссию, перекрыв ей финансирование, никаким местным властям не удастся.

Задавайте наивные вопросы!

РЯДОВОМУ покупателю порой кажется, что специалисты способны дать реальные рекомендации, как отличить настоящее лекарство от подделки. Но даже те, кто по долгу службы занимается выявлением фальшивок, во многих случаях не могут определить, где фальшивка, а где - настоящий препарат, без тщательных лабораторных исследований.

Однако кое-что посоветовать все-таки можно: не покупайте лекарства в переходах, ларьках-однодневках. Большая аптека, которая бережет свою репутацию и заключает договоры только с проверенными поставщиками, в значительной мере обезопасит вас от подделки. Кроме того, в такой аптеке на видном месте висят копия лицензии, адреса и телефоны вышестоящих организаций. По первому требованию покупателя аптека обязана предоставить вам сертификат на лекарство, а провизор должен ответить на "наивные" вопросы: "Почему упаковочка у моего лекарства раньше была другая? А кто его производит? А какие противопоказания?.." Лекарства входят в перечень товаров, не подлежащих обмену и возврату. Даже если вы оплатили покупку и, не отходя от кассы, прочитали инструкцию, из которой выяснили, что этот препарат вам по каким-либо причинам не подойдет, вернуть его вы не сможете! Это относится к качественным лекарствам.

Ну а если вы заподозрили, что препарат поддельный - вам надо обратиться в аккредитованную лабораторию, где (внимание!) за ваш счет будет произведена его экспертиза. На основании полученного заключения вы можете предъявить претензии, в том числе и к аптеке.

Кстати, если лекарство вам не помогло - это совсем не значит, что оно некачественное. Далеко не всем людям помогают одни и те же средства. Более того - существует эффект "плацебо", когда пациентам дают пустые, фармакологически нейтральные средства, а они приносят облегчение! Человек верит в их целительное свойство и психологически настраивает себя на выздоровление, что не раз подтверждали объективные клинические испытания. Из этого следует: если вам стало лучше после приема лекарства - это отнюдь не свидетельствует о том, что оно было хорошим. Поэтому не культивируйте в себе мнительность. Помните, что мы отсекаем большую часть некачественных лекарственных средств до их поступления в розничную торговлю.

Экономия может выйти боком

ЕСЛИ вы все же провели экспертизу за свой счет и убедились, что купили фальшивку, обязательно сообщите об этом нам по адресу: Москва, Биржевая пл., д. 1 - мы расследуем все такие случаи. Вы сделаете доброе дело, если спасете от покупки псевдолекарственного суррогата других людей, а на основании заключения экспертизы может быть возбужден судебный иск и продавец лекарства (аптека) будет обязан компенсировать вам ущерб. А мы непременно проконтролируем, чтобы источник поступления фальшивок был перекрыт.

Надо сказать, что крупные аптеки имеют свои системы дополнительного контроля качества лекарств. Но, доверяя аптеке, и сами будьте бдительны - хорошее лекарство не должно стоить, например, 50 рублей, если в других местах его продают по 100. Такая низкая цена может свидетельствовать о том, что оно либо поддельное, либо с просроченным сроком годности. К сожалению, имеются случаи, когда просроченные средства, которые необходимо уничтожить, пускают в продажу.

Кстати, бывает так, что "фальшивка" содержит в своем составе нужное действующее вещество! И порой даже производитель лекарства не может отличить подлинное изделие от подделки.

Гораздо хуже, когда фальшивка либо вовсе не содержит нужного действующего вещества, либо содержит, но не того качества или дозировки. Вот тогда может случиться беда. К счастью, сектор возможных подделок весьма ограничен: нет смысла подделывать очень дешевые лекарства, подделка себя не окупит, так что "нарваться" на фальсифицированный активированный уголь у вас вряд ли получится. Не возьмутся фальсификаторы и за редкие, очень дорогие, мало продаваемые препараты. Чем дольше они лежат на полке, тем позже поддельщик "отобьет" назад свои деньги и тем больше шансов, что его вычислят.

"Граница" на замке?

ВООБЩЕ-ТО потребителю нет разницы, чем он отравился - фальшивым или же некачественным лекарством, произведенным "жадным" производителем, который сэкономил на сырье или технологии. Вопрос сегодня стоит так: сможем ли мы объединенными усилиями - службы, милиции, бдительных граждан - поставить заслон на пути недобросовестного производителя, с лицензией он или без.

Выявление "жадин" - сложная рутинная работа, которая должна строиться в рамках системы госконтроля. Это примерно то же самое, как на рынке: по закону, скажем, должны брать пробу с каждого пятого арбуза, и если хоть в одном есть что-то вредное - бракуют всю партию. Вот и нам надо так же - в регионах необходимо создать структуры, представители которых будут иметь право при подозрении, что где-то торгуют фальсификатом, явиться в аптеку и изъять для проверки вызывающие сомнение препараты. Представляете: госчиновник с большими полномочиями забирает несколько упаковок лекарств для анализа, и пока анализ не проведен - аптека не имеет права давать это средство в продажу. А если, не дай бог, выявлены фальшивки, та же аптека должна будет заплатить за уничтожение всей партии товара. Да аптекари после таких убытков сами триста раз проверят и поставщика, и лекарства, и ни за что не станут связываться с какими-нибудь фирмами-однодневками.

Таких госчиновников до недавнего времени не существовало, а теперь будут. Сейчас мы как раз формируем систему госконтроля, и когда она наконец заработает, потребитель сможет успокоиться относительно того, что он покупает в аптеке.

Кроме того, на вновь формируемые структуры нашей службы ложатся еще и лицензирование, лицензионные проверки, проверки качества оказания медицинских услуг... Трудов предстоит немало. Но делать это необходимо!

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно