Даже те, кому не пришлось щеголять в одежде с легендарным логотипом Chanel, знакомы с парфюмерией и косметикой знаменитого французского Дома. И конечно же, слышали о его создательнице Коко Шанель. Однако немногие знают, что судьба Великой Мадемуазель состоит сплошь из тайн. Помимо светских интриг, бурных романов с самыми знаменитыми людьми своего времени в ее биографии есть момент, который наверняка заинтересовал бы писателя Юлиана Семенова в момент создания им "Семнадцати мгновений весны". Знал бы он о тайной деятельности модельера в годы Второй мировой войны, о ее связях с СС, возможно, появилось бы еще одно мгновение... Известно, что генерал Вальтер Шелленберг, возглавлявший службу внешней разведки, придумал Коко кличку Modellhut - "модная шляпка".
ОНА родилась в 1883 году в маленьком провинциальном городке Сомюр на западе Франции. А случилось это так. Ее мать отправилась на поиски загулявшего мужа. В пути начались схватки, и бедная женщина оказалась в госпитале одного из монастырей. Роды принимала монахиня, давшая девочке имя аббатисы монастыря - Габриэль. Непутевый отец все же появился. Посмотрел на дочь и снова исчез. Навсегда. Мать умерла от бронхита, едва девочке исполнилось 12 лет.
Цыпленочек из захудалого кафе
ПЕРВЫЕ 20 лет своей жизни Габриэль провела в католическом пансионе для неимущих девиц. Однако пуританское воспитание на ней не отразилось: по выходе из пансиона она устроилась певичкой в кафешантане "Ротонда", что в Мулене. В репертуаре хорошенькой барышни было всего две песенки - "Ко Ко Ри Ко!" и "Кто видел Коко на Трокадеро?". В их исполнение она вкладывала столько артистизма, темперамента и экспрессии, что подвыпившая публика вместо обычного "бис" скандировала: "Коко! Коко!" С этого момента Коко, в переводе с французского означающее "цыпленочек", стало ее именем, славой и эмблемой будущей знаменитой фирмы. В "Ротонде" Коко приглянулась Этьену Бальсану, молодому и очень богатому щеголю. Без ложной скромности она сразу же согласилась переехать в его замок Руайо под Парижем. Здесь мадемуазель Шанель погрузилась в беззаботные удовольствия обитательниц полусвета, или, проще говоря, содержанок. У этих "дам с камелиями", воспетых Дюма-сыном, разные судьбы: одни умирали под забором, другие, как Шанель, достигали умопомрачительных высот. Красавчик Бальсан снабдил Коко первоначальным капиталом. И молодая дама, одаренная вкусом, энергией и умом, сумела отлично распорядиться деньгами любовника.
Сначала в 1910 году Шанель открыла в Мулене небольшую шляпную мастерскую. Ибо знала, что на шляпах можно хорошо заработать, поскольку рассчитаны они для дам обеспеченных.
Вскоре место Бальсана занял Артур Кейпел, по прозвищу Бой, напомаженный английский плейбой с васильковыми глазами. Он разбогател на поставках угля во Францию. Деловитая красавица решила не мелочиться и сразу же потребовала крупную сумму на открытие модного салона в Давиле, одном из самых фешенебельных курортов. "Я смогла создать свой Дом, - вспоминала позднее Коко Шанель, - потому что двое мужчин содержали мою скромную персону..." Этот знаменитый на весь мир Дом начал свое существование в 1910 году в Париже на рю Камбон, 21. А когда впоследствии Коко прикупила и соседние строения под N 27, 29 и 31, образовалась целая империя высокой моды Chanel.
Роман с великим князем
МЕНЯЛАСЬ мода, менялись и любовники. Артур Кейпел разбился в автокатастрофе на Лазурном Берегу. Коко примчалась к месту его гибели, проделав на машине утомительный многочасовой путь. И несколько часов рыдала у полусгоревшего автомобиля, потому что, как утверждали ее друзья, Кейпел был единственным мужчиной, которого Шанель действительно по-настоящему любила... "Вакантное" место занял великий князь Дмитрий, внук одного российского императора - Александра II и кузен другого - Николая II. Дмитрия Павловича Романова изгнали из России в 1917-м за участие в убийстве Распутина. Спустя три года он оказался в объятиях императрицы моды, с которой познакомился на курорте в Биаррице. Великому князю едва минуло 26 лет, а Коко - 37. Кстати, Дмитрий был не единственным русским в многочисленной мужской свите Мадемуазель (так стали называть Шанель, уравняв ее с принцессами крови, дочерьми Франции). Ее расположением пользовались известный импресарио Сергей Дягилев и танцовщик Серж Лифарь. Именно она проводила бессонные ночи у постели умирающего Дягилева в Венеции. А дружба с Лифарем длилась десятилетия. И когда обожаемой Коко не стало, он с охапкой белых цветов навещал ее могилу в Лозанне.
Мужчин очаровывал необычный облик Шанель: пикантный, естественный, рафинированный и всегда суперэлегантный. Прекрасная фигура, короткая стрижка а-ля Жанна д.Арк, ярко накрашенные губы, мушкетерские перчатки, дорогие шелковые чулки, шляпа и, наконец, неизменная сигарета - вот ее портрет довоенного времени. Она охотно делилась секретами успеха у мужчин: "Будьте куколкой днем и бабочкой вечером, поскольку нет ничего более комфортного, чем кокон, и более располагающего к любви, чем крылья бабочки..." Даже в сорок пять лет Коко удалось обольстить герцога Вестминстерского, самого богатого и могущественного человека Великобритании. Как и положено высокородному англичанину, герцог имел длинное имя Хью Рисард Артур, но барышня преклонных лет позволяла себе обращаться к нему запросто - Бонни. Влюбленный герцог делал поистине царские подарки: драгоценности, которых не имела королева Англии, огромный дом в Лондоне... Но это еще не все. Потерявший голову Бонни снял для своей Коко дворец Итон Плейс. И сотня садовников там круглый год обязана была украшать покои Мадемуазель розами и орхидеями. А однажды герцог расстелил перед ней сверкающий ковер, сплошь затканный нитями из сусального золота...
Роман с герцогом Вестминстерским, о котором в то время говорила вся Европа, длился несколько лет. Однако стать герцогиней Шанель так и не удалось. По весьма банальной причине: она уже не могла иметь детей. Между тем эта связь дала Коко возможность проникнуть в высший свет французского и английского общества. Попасть к ней на прием почитали за честь. На одном из вечеров она танцевала модный и очень динамичный танец "шимми". От резкого движения рукой нитка колье оборвалась. И сотни гостей бросились на колени. Ползали и собирали рассыпавшиеся по полу жемчужины.
Коко было 56 лет, когда она влюбилась в немецкого дипломата барона Ганса Гюнтера фон Динклаге. Отец Ганса - мелкопоместный ганноверский дворянин, мать - богатая англичанка из хорошей семьи. Высокий, красивый и легкомысленный Ганс пользовался большим успехом у женщин. Они дали ему милое и кокетливое прозвище Шпатц, что означает "воробей". Правда, многим и в голову не приходило, что очаровательный дипломат был полковником вермахта и разведчиком. Работал на шефа политической тайной службы за границей Вальтера Шелленберга, правую руку Гиммлера. Очевидно, сладкоголосого "воробышка" привлекли обширные связи "кутюрного цыпленочка".
В логове фашистской разведки
ОНИ встречались каждый день в ее салоне над магазином на рю Камбон. Он никогда не приходил в форме. Разговаривали только по-английски и вели жизнь затворников. По словам самой Коко, это был ее последний шанс. И она использовала его, не догадываясь о последствиях романа. Между тем события разворачивались прямо-таки детективные... Шпатц убедил свою подругу в необходимости сепаратного мира с англичанами. Окончание войны сулило удачное завершение любовной идиллии. Решили воспользоваться ее знакомством с Черчиллем. Договориться о встрече с английским премьером в то неспокойное время проще всего было через посольство Великобритании в Мадриде. Одной ехать в испанскую столицу Коко не хотелось. И она решила взять себе в компаньонки Веру Бейт, бывшую манекенщицу Дома Chanel. Вера состояла в родстве с королевской семьей и слыла любимицей Черчилля. Барышню нацисты доставили в Париж. Однако о цели предстоящей поездки ей ничего не сказали. Молчала и Коко. В Мадриде Шанель под предлогом необходимости побегать по магазинам оставила Веру в отеле, а сама отправилась в посольство Великобритании.
Доброе расположение посла сэра Хоора сулило успех, но, выйдя из его кабинета, Шанель, к великому изумлению, лицом к лицу столкнулась с подругой. Высокородная манекенщица оказалась английским агентом. Мадридская миссия Коко Шанель была сорвана. Но любовь зла. И Мадемуазель решается на второй раунд операции "Modellhut". В канун нового, 1944 года она отправляется в логово фашистской разведки, в Берлин, к Шелленбергу. ...После освобождения Франции, пока заокеанские союзники, отталкивая друг друга, толпились у бутика на рю Камбон в надежде купить флакончик "Chanel N 5", к отелю "Риц", где жила Коко, подъехали вооруженные люди. Мадемуазель была арестована. На допросах о своих отношениях с фон Динклаге она саркастически заявила: "Женщина моего возраста, если ей повезло и она сумела найти любовника, вряд ли станет заглядывать в его паспорт..." О ее связи с Шелленбергом французские спецслужбы тогда не знали. Обошлись с великой кутюрье довольно мягко, предложив на выбор тюрьму или добровольную эмиграцию.
Жизнь в изгнании
НЕКОТОРЫЕ биографы предполагают, что такую лояльность обеспечило вмешательство английского премьера. Уини не мог допустить суда над Коко. Она слишком много знала. Например, о том, что Черчилль использовал апартаменты герцога Виндзорского в Париже для контактов с наци, причем сам оплачивал аренду. И Шанель укатила в Швейцарию, прихватив с собой ненаглядного Шпатца. Они поселились в Лозанне. Постоянно ссорились. Злые языки утверждают, что Мадемуазель частенько поколачивала своего любовника и нахлебника. Кормить пришлось еще и Шелленберга: он докучал ей после шестилетнего тюремного заключения, перебравшись в Швейцарию, и шантажировал угрозами опубликовать подробности операции "Модная шляпа". За молчание приходилось платить. Однако ссылку Шанель можно назвать условной. Пользуясь высоким покровительством, она часто ездила в Париж знакомиться с новинками высокой моды. Однажды, в 1947 году, наблюдая, как какая-то женщина, едва дыша, передвигалась по Елисейским Полям в платье от Диора, Шанель язвительно заметила: "Только посмотрите, как смешно могут выглядеть женщины, которые носят одежду, сделанную мужчиной, никогда не имевшим ни одной, зато мечтавшим стать ею!"
Коко знала женщин, говорят, даже чересчур близко. Во всяком случае, она знала, что они хотят носить, чтобы быть элегантными и неотразимыми. По возвращении во Францию в 1954 году Шанель сразу же приступила к созданию новых коллекций. Увы, первый показ закончился полным провалом. Может быть, это были отзвуки любовной истории с наци? Но последующие дефиле вернули ей лавры императрицы мировой моды и носительницы истинно парижского шика. Она ввела в моду вещи, которые останутся актуальными и в третьем тысячелетии: маленькое черное платье; комфортные костюмы из твида и джерси; бижутерию, особенно искусственный жемчуг, умеющий скрывать возраст женщины; короткие стрижки и загар; легендарные духи "Chanel N 5". Творчество великой Мадемуазель неподвластно времени...
Смотрите также: