Примерное время чтения: 3 минуты
81

Переправа

Мне довелось в свое время познакомиться с командиром понтонного батальона Николаем Негодой. Сухощавый, немногословный, застенчивый человек. Не орел. Самый обыкновенный. Такого встретишь в гражданской одежде и внимания не обратишь. Но как преображался капитан, когда в дело вступал его батальон!

Помню, при форсировании реки Вуокси, что на границе с Финляндией, батальону Негоды было приказано за полтора часа организовать понтонную переправу. Течение реки - метр в секунду, то есть довольно сильное. А тут еще зарядил снег, ветер, словом, собачья погода. Негода вывел батальон к реке, построил и просто, обыденно как-то сказал: "Мы должны сделать мост за час пятнадцать, если не сделаем, сорвется наступление танкового полка". Все, кто стоял на берегу, коротко выдохнули: "Есть!" И начали работать.

К берегу рванулись мощные КамАЗы с понтонами на бортах. Выстроились в цепочку и поочередно начали сбрасывать понтоны на воду. Бойцы, по пояс в ледяной воде, сцепляли понтоны между собой, выстраивая переправу вдоль берега. Потом не-сколько катеров, зацепив оконечность рукотворного моста тросами, повели его к противоположному берегу, удерживая перпендикулярно руслу. Но вот течение внезапно вырвало одно звено из цепочки понтонов и потащило по течению вниз, к перекатам... Негода побежал к берегу, запрыгнул в резервный катер и по-мчался вдогонку за звеном. Догнал. Зацепил тросом за скобу и повел звено к цепочке. Все это продолжалось не больше трех минут. Но казалось, что значительно больше, ведь время иссякало, и все были в страшном напряжении.

Они выполнили задание ровно за час пятнадцать. И не успели пустые грузовики отойти от берега, как из ближайшего леса вырвался первый танковый батальон и устремился к переправе. Шли войсковые учения, и каждое подразделение выполняло свою задачу. Малейший сдвиг во времени мог со-рвать планы "Южных".

Потом я спросил капитана, зачем он сам погнался за понтонами, ведь мог приказать сделать это кому-нибудь из подчиненных. Негода пожал плечами: "Все были при деле. А я находился ближе всех к катеру. Да и есть ситуации, когда именно командир должен брать на себя самое трудное. А поймать понтоны - дело непростое". Помню, прощаясь, он протянул мне перебинтованную у запястья руку и, словно извиняясь, проговорил: "Тросом захлестнуло маленько, бывает".

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно