Вредные рекомендации часто кочуют по разным статьям и книгам.
Вот одна из них, к сожалению, распространенная, несмотря на свою очевидную абсурдность. Дескать, если задержать таяние снега под деревьями, укрывая его опилками, навозом, соломой, это спасет от поздневесенних заморозков.
НАВЕРНЯКА сами пропагандисты этого "способа" не применяли его на практике. А ведь еще полвека назад авторитетный отечественный плодовод, доктор сельскохозяйственных наук З. А. Метлицкий писал: "... до сих пор рекомендуется для задержки цветения плодовых деревьев сгребать снег на их приствольные круги и прикрывать затем его навозом, соломой и т. п. Эти советы ошибочны, потому что распускание почек и начало цветения плодовых деревьев зависят в основном от температуры воздуха, а не почвы. Не способствуя перенесению цветения на существенно более поздние сроки, длительная задержка таяния снега на приствольном круге, а следовательно, и прогревания почвы может быть вредной, так как задерживает начало активной жизнедеятельности корней и ухудшает тем самым снабжение деревьев водой и минеральными элементами в весьма ответственный для них период".
А еще раньше американский ученый У. Х. Чендлер специально провел опыты, убедительно показывающие, что цветение может быть задержано снегованием только в том случае, если удастся укрыть все растение целиком. Разумеется, это возможно лишь для невысоких кустарников, в чем легко убедиться и самим, укрыв, например, смородину или крыжовник. Но вот нужны ли такие усилия?
Реалии климата
Вспомните, какая бывает температура уже в конце апреля. Последние 3-4 года она достигала +20 +25°С. Может ли дерево не зацвести в такую жару? Естественно, что его надземная часть всегда развивается под влиянием окружающей среды: много тепла и яркого весеннего солнца - дерево распускается; задерживается весна на 2-3 недели - и дерево не пробуждается.
В естественных природных условиях в период распускания и цветения корни тоже вовсю работают, подавая в надземную часть воду с необходимыми элементами питания. Но в искусственно замороженной земле они лишены такой возможности. Теперь представьте: дерево уже расцветает, но ни воды, ни питания от корней не получает из-за их вынужденной "зимней спячки". В результате расходуется весь запас питательных веществ, имеющихся в надземных органах и тканях, что приводит к общему истощению дерева. Чем интенсивнее цветение, тем больше истощение. В итоге в лучшем случае - сбрасывание цветков и завязи, в худшем - угнетенное состояние и гибель дерева.
Особенно опасен температурный дисбаланс между "вершками" и "корешками" для раноцветущих косточковых культур: абрикоса, черешни, алычи, вишни.
Очевидны не только бесполезность искусственного снегования для мнимой задержки цветения, но и его вредность для дерева. Однако давайте рассмотрим целесообразность этого приема еще и в ином аспекте: а нужно ли вообще задерживать цветение, даже если бы какие-то приемы и оказались для этого эффективными?
Без конкретики
На какой срок его задерживать? Разве заморозки наступают в какой-то конкретный день, к которому можно было бы приноровиться? В том-то и беда, что они непредсказуемы. Согласно многолетним наблюдениям в условиях средней полосы России заморозки возможны в любой день мая и до 7-10 июня. Разве не абсурдно "замораживать" деревья до окончания этого угрожащего периода? Как им потом наверстывать упущенные дни самого интенсивного периода роста?
Но главное даже не в этом. Факты доказывают, что позднее цветение может оказаться опаснее, чем раннее. Все зависит от взаимосвязи срока и силы заморозка с той фенофазой, в которой он застиг растение. За последнее десятилетие заморозки в средней полосе не отмечены лишь в 1998 году. Наиболее же опасные, сопровождавшиеся затяжным периодом холода и сильными ветрами, были в первой декаде мая в 1999 и 2000 гг. Но у основной части яблони и груши бутоны в этот период еще не раскрылись и поэтому не пострадали.
Самый большой ущерб был нанесен заморозками до -4, -6°С в 1992 и 1993 гг., которые застали уже отцветающие сады в третьей декаде мая. Тогда пострадали именно позднецветущие культуры и сорта, находящиеся в фазе полного цветения и начале завязывания.
Груша, которая почти всегда опережает яблоню по срокам цветения, была уже в фазе крупной завязи (размером с лесной орех), и ее урожай практически не пострадал. Хотя сами завязи промерзли насквозь и были повреждены семяпочки, плоды продолжали развиваться без семян и достигли почти нормального для каждого сорта размера. А вот урожай яблони в те годы составил лишь 20% от обычных, причем только за счет раноцветущих сортов.
Таким образом, нельзя считать правомерной ориентацию на позднее цветение как на более устойчивое к заморозкам. Целесообразнее иметь различный набор культур и сортов, в том числе с разными сроками цветения, для страховки от природных невзгод.