ОДНИ называют Швейцарию страной банков, другие - сыра, третьи - часов. Но, думается, было бы справедливо расширить этот перечень. Ведь в последнее время альпийские края облюбовали многие спортивные международные организации, а их президентами и генеральными секретарями, как правило, работают местные жители.
Если болит зуб, его надо вырвать
"ИСТОРИЧЕСКИ сложилось так, что мы, швейцарцы, часто друг с другом ссоримся, зато потом быстро миримся. Может, именно потому, что у нас есть опыт находить общий язык, мы и возглавляем сейчас с Зеппом Блаттером две самые крупные международные спортивные федерации. Кроме того, мы знаем много языков, что является большим преимуществом", - так отвечает 54-летний Рене Фазель на вопрос о том, почему именно выходцы из Швейцарии оккупировали виллы на цюрихской горе Зонненберг, где расположились штаб-квартиры ФИФА и ИИХФ. Сам Фазель возглавляет хоккейную федерацию (ИИХФ) уже десять лет. Раньше он был зубным врачом. Наверное, поэтому один из его любимых девизов звучит приблизительно так: "Если болит зуб, его надо вырвать". Другой жизненный принцип: "Власть тогда приносит пользу, когда ее обладатель в ней особо и не нуждается". Фазеля называют макиавеллистом, так как для достижения своих целей он максимально использует находящийся у него в подчинении аппарат чиновников, в составе которого - представители 15 стран. Единственное, что ему не удалось до сих пор сделать, - подчинить себе Северную Америку, где правит бал НХЛ. Сейчас там длительный локаут, кризис нарастает, но Фазель принципиально не собирается мирить оппонентов. Он обижен на заокеанскую лигу, которая дистанцируется от ИИХФ, и намекает, что поедет туда только тогда, когда его пригласят.
Женатый на ФИФА
ДРУГОЙ старожил горы Зонненберг 68-летний Йозеф "З" Блаттер имеет под своим началом больше стран, чем их насчитывает ООН. Инициал, заключенный в кавычки, он с давних пор ставит в обязательном порядке рядом с именем и фамилией, хотя на самом деле "Зепп" - просто его прозвище. Выражаясь словами его бывшего начальника Жоао Авеланжа, Блаттер женат на ФИФА. С 1981 года Блаттер был генсеком этой организации, а с 1998-го является ее президентом. Он не вышел ростом, однако это не мешает ему руководить своими обширными владениями (членами ФИФА являются 204 страны) железной рукой. Когда этот человек прибывает с визитом в любое государство, там его встречают на самом высшем уровне: как правило, с почестями принимает президент, гость ездит по городу в сопровождении полицейского эскорта. Из Цюриха же Блаттер руководит мировым футболом, годовой оборот которого составляет больше 200 миллиардов швейцарских франков. Причем только ФИФА прокручивает ежегодно 1,3 миллиарда. Большая часть доходов поступает от трансляций чемпионата мира, который смотрит половина человечества. Блаттер, несомненно, самый известный в мире швейцарец. Журнал "Тайм" в нынешнем году включил его в число 100 самых влиятельных людей планеты. Почему именно Блаттера? Да потому, что он занимается не только спортивными делами, но и политикой. Например, в 2001 году попытался примирить палестинцев с израильтянами, был посредником в переговорах. Блаттер - сильная личность, когда он говорит, то его мысли никого не оставляют равнодушным. Он умеет преподнести их так, что любой заслушается. Тем не менее остается загадкой, как Блаттеру удалось стать президентом ФИФА. Дело в том, что в 1994 году он, который долгие годы верой и правдой служил Авеланжу, вдруг пошел против вождя и учителя, так как решил сам баллотироваться в президенты. Выборы путчист, правда, проиграл, но в следующий раз неожиданно оказался на олимпе: уходивший на пенсию Авеланж зла помнить не стал, а, напротив, оказал ему всяческую поддержку. Говорят, что это произошло благодаря дружбе Блаттера с немцем Ади Дасслером, создателем фирмы "Адидас", и его наследниками. Они-то, дескать, и вложили в раскручивание швейцарца большие деньги.
Танго вдвоем
НО ДАЛЕКО не всегда жизнь нынешнего президента ФИФА была так легка и безоблачна, как сегодня. После избрания Блаттера президентом довольно скоро стало ясно, что у него в тылу завелся коварный враг. Им оказался генсек ФИФА Мишель Зен-Руффинен. Соотечественник обиделся на босса за то, что тот передавал ему свои приказы через нанятого для этой цели адвоката. И вот, когда однажды Блаттер был в служебной командировке, Зен-Руффинен, недолго думая, уволил надоевшего ему юриста. Узнав об этом, шеф рассвирепел, но по закону не имел права дать обратный ход.
Второй фронт против Блаттера открыл Европейский футбольный союз (УЕФА). Его президент Леннарт Юханссон не мог простить Блаттеру, что он тогда, в 1998 году, обошел его, не дал стать первым человеком в мировом футболе. Война разгорелась с такой силой, что из архивов стали пропадать документы, поэтому во всех помещениях срочно пришлось врезать новые замки. Была создана комиссия, которая занялась так называемым делом Блаттера. Но вскоре, когда произошла утечка информации, комиссия сама себя и распустила. Казалось, еще немного - и президент ФИФА уйдет в отставку, так плохи были его дела. Но свершилось чудо. Каким-то непостижимым образом Блаттеру удалось переломить ход событий. Пользуясь своей властью, на Конгрессе ФИФА, который собирался устроить публичную порку президенту, Блаттер не дал слова многим оппонентам. В результате - выиграл битву и теперь, в год 100-летия ФИФА, в подведомственной ему организации царят мир и согласие. Даже сам Леннарт Юханссон вынужден был признать свое поражение, сказав: "Танго все-таки надо танцевать вдвоем".
Кто есть кто и кто есть где