Примерное время чтения: 9 минут
126

Немецкие университеты московского математика

БЫВШИЙ москвич стал европейцем и преподавателем немецкой гимназии, имея в активе мехмат МГУ, серьезный преподавательский опыт и стойкое желание побороться за благополучие своей семьи и достойное место в новой жизни.

- В МОСКВЕ мы жили трудно. Я был постоянно в бегах и поисках подработки. У жены с работой не получалось - больше на больничном: дети часто болели. Замот страшный. Перспективы - ноль. А тут еще путч в 1991-м, страх... Я запаниковал. Уезжал с болью и большими сомнениями. Но был уверен в себе и своей жене - прорвемся. Мы с ней одного поля ягоды. Учились вместе в МГУ, оба - математики. И я, и Лариса не можем без своей профессии...

Как я выучил язык? Нужно было - и выучил

- ПЕРВЫЕ впечатления новоприбывших - караул, куда мы попали? Настоящая общага, дети разных народов, собранные под одной крышей, - современный Вавилон, населенный претендентами на другую жизнь. Жили впятером в одной комнате - не разгуляешься. Это достаточно типичная ситуация для тех, кто только приехал. Не сладко, но в этом есть и своя правда-матка: если не хочешь так жить - шевелись. Не ной и не жалуйся, а пробуй и ищи.

Я понял с самого начала - нужно заниматься тем, что любишь и умеешь. Мне предлагали разного рода маркетинги - слава богу, не встрял. В один прекрасный день мы с женой объявили: начинает работать математический кружок для детей - 3 раза в неделю. Бесплатно. Прямо в общежитии, в одной из свободных комнат. В результате получился и кружок, и клуб - центр общения, где встречались не только дети. Через год мы организовали такой же кружок, но уже в начальной школе, где учатся с 1-го по 4-й класс. Опять же без всякого вознаграждения. Сами пришли к директору, объяснили на ломаном немецком, кто мы и что хотим, и... получили добро. В дальнейшем такой подход еще не раз срабатывал, но было уже проще: опыт и положительные отзывы - лучшая рекомендация....

Через два года Александр и Лариса стали членами местного математического общества и - в знак признания их просветительских заслуг - получили в подарок компьютер. А затем Александра пригласили вести занятия для студентов университета. Теперь уже на условиях почасовой оплаты - появился первый заработок. Вместе с женой организовали и заочную математическую школу, которая действует и поныне. Последние два года Александр преподает математику в гимназии города Эссена, что на западе Германии, а жена Лариса - во вспомогательной школе.

- Если ты не знаешь языка страны, в которой живешь, - все твои потуги на занятость и нормальную жизнь - детский лепет. Как я выучил язык? Нужно было - и выучил. Другого выхода не было: нет языка - нет работы и нет будущего.

Борьба за отметки

СРАЗУ оговоримся: речь идет о гимназии, то есть школе более высокого уровня, где дети занимаются с 5-го класса и затем, как правило, идут учиться дальше - в университеты и институты. Итого - полное среднее образование в Германии - 13 лет.

Напросившись к Александру на урок в гимназии, я скромно примостился рядом с учениками, которые не обратили на меня ни малейшего внимания.

В принципе все почти как у нас. Такие же классы, столы-парты с рукотворными надписями и не меняющейся с годами тематикой: "такая-то - дура"... Только вместо Светы или Иры - Габи или Даниэла.

В классах в среднем по 25 человек. Ученики одеты как попало, то есть вполне по-европейски, в целом - никак. Кто-то сидит в шапочке, как в скафандре, кто-то в куртке - нет проблем, тебе жить. Учителя замечаний практически не делают, на такие мелочи, как опоздания, внимания не обращают и "морали" своим подопечным не читают и не навязывают. Честно говоря, в старших классах ожидал большего нахальства, вызова, демонстрации своей независимости - ничего подобного. Скорее, у нас больше надувают щеки и отвечают через губу, как бы делая одолжение. Здесь здоровенные старшеклассники артистично показывают друг другу язык, бросают бумажные шарики, зевают и громко шушукаются...

- Никакой принципиальной разницы между учениками там и здесь я не вижу, - говорит Александр. - Есть, конечно, различия в менталитете, но это, скорее, выражается в темпераменте, в реакции - здесь люди более рациональные. В Германии дети чувствуют себя более свободными от всяких обязательств, иногда даже, как мне кажется, чересчур. Но в целом ситуация никогда не зашкаливает. Зато в России дети дотошней и настырней, их легче увлечь.

В гимназии особое отношение к иностранным языкам. Обязательных - два. Чаще всего это английский и французский. С 9-го класса можно изучать третий, а с 11-го - четвертый. В качестве таких дополнительных языков учат больше испанский, а также латынь и русский.

Немецкие учителя преподают, как правило, два предмета - конечно, чаще всего близких друг другу: скажем, физику и химию, историю и литературу. Но есть и другие примеры: математика и физкультура; биология и музыка. В целом качество преподавания высокое, отбор на работу - жесткий.

Средняя нагрузка - 20-25 часов в неделю. В гимназии оплата, опять-таки в среднем, - 25 евро за академический час. Многие работают не на постоянной основе, а по договорам. Постоянную работу получить непросто, и иногда ее приходится ждать годами.

- У учителей в Германии хорошая зарплата. В России о такой можно только мечтать. Здесь, конечно, и уровень цен не российский, и жилье дорогое, и т. д., но все равно это достойная оплата. Особенно для нашей семьи, которой есть с чем сравнивать. Скажем, в Москве я о машине даже не мечтал. И даже прав не имел - какой смысл? Здесь же распоясался - езжу уже на четвертой. Первые две, не по моей вине, попадали в аварии: пришлось менять. Машины, конечно, не новые и не крутые, что называется, рабочие, но себя оправдывают на все сто. Если работаешь - здесь без машины "не жисть", ничего не успеешь. Правда, на отдых лучше ездить казенным транспортом - проще и меньше проблем. Кое-где уже побывали - в Испании, Бельгии, Франции, Голландии... В этом году, если получится, махнем в Хорватию...

Система оценок в Германии "перевернутая": то есть 1 - это "отлично". При всей кажущейся ученической беспечности за отметки идет борьба. Дело не в престиже, а в сугубо практическом подходе к делу. Связан он с условиями приема на учебу в университеты. Здесь нет вступительных экзаменов - соревнуются аттестаты, средний балл. Особенно жесткая конкуренция при поступлении на модные профессии - экономика, право, медицина, вычислительная техника... Есть и так называемые престижные вузы, где, естественно, еще больше желающих. В общем, тот, кто серьезно настроен на дальнейшую учебу, пашет в школе по полной программе. А более продвинутые загружают себя еще и в профильных кружках, берут дополнительные уроки.

У самого Александра нагрузка тоже еще та: гимназия, где он ведет все 11-е классы (их 4) и один 12-й. После гимназии быстренько, часто без обеда, - в университет, затем - на занятия в один из математических кружков. А потом - консультации, на которые уже нет ни сил, ни времени, но и отказаться не можешь: то знакомый, то друг знакомого, то просто позарез кому-то нужно... Сначала это были только свои, нашенские, теперь больше местных - с математикой у многих беда...

- Вначале, когда только начал работать в гимназии, была настороженность - как примут, как сложатся отношения с коллегами, учениками? Могу сказать одно: никаких проблем. Ни белой, ни черной вороной я себя не чувствую. Я равный среди равных. Говорю это без всякой бравады. Чувствую себя хорошо и работаю легко. Более того - мне интересно. Отношение коллег - простое и ненавязчивое. Если нужна какая-то помощь - все будет от души и без всякой позы.

Создать европейский клуб

- НА САМОМ деле, по-серьезному, мне и пожаловаться не на что. Со мной моя семья, которой дорожу больше всего на свете. Дети, конечно, разные по характеру, но есть то, что их объединяет, а меня радует - целеустремленность, желание подняться выше, узнать больше.

Старшему сыну Михаилу 25 лет. Он учится в университете в Бонне. По какой специальности, нетрудно догадаться: математика. Если еще учесть его склонность к языкам - французский, китайский и японский, о его будущем можно не волноваться. Средний сын, Петр, еще школьник, ему 16 лет. Призер математических олимпиад и главный семейный спец по всем компьютерным вопросам. Дочь Оля на год младше. Она еще не определилась в выборе профессии и пока в раздумьях, но на всякий случай от семейной традиции не отстает - математику щелкает одной левой.

- А Москву я помню, как помню все в своей жизни. Это у меня не отнять, мне это дорого. И язык мой родной - русский. Родным и останется. И дети его не забудут, хотя бы потому, что мы с женой всегда будем говорить с ними только на родном языке. От этого наш немецкий, поверьте, хуже не станет.

Конечно, есть проблемы, в том числе и серьезные, но я понимаю - они есть у каждого. И отношусь к ним, как к должному. Отдыхаю душой - дома, со своими. А еще - когда приходят гости, которым мы рады. Когда накрывается стол и идет живая беседа близких друг другу людей, не грех поднять и рюмочку, и... поем мы то, что всегда поют люди, когда им хорошо и есть то, что их объединяет: "Если б знали вы, как мне дороги..."

У Александра есть мечта: создать своего рода Европейский математический клуб. Для общения, предложений, совместных проектов. Наверняка это кого-то заинтересует, в том числе учителей. Обращайтесь - электронный адрес: alexander.lewintan@online.de

Будем надеяться, что он решит и эту задачу, как решает много других, и не только математических.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно