ЧИСТЕЙШЕЕ море, 340 солнечных дней в году, доброе вино, здоровая средиземноморская кухня и легендарная гостеприимность хозяев острова: неудивительно, что проводить свой отпуск на Кипре предпочитают многие европейцы.
ПРИ ЭТОМ только пляжными радостями интересы гостей Кипра не ограничиваются. Его привлекательность для иностранных предпринимателей в течение долгих лет фокусировалась в сфере офшорных компаний и инвестиций в недвижимость. Что изменилось на острове после вступления в Евросоюз? Об этом - наша беседа с Послом Республики Кипр в России господином Леонидасом ПАНТЕЛИДЕСОМ.
В большую "семью" - за свой счет
- ЧТО в первую очередь стояло за решением Кипра вступить в ЕС - политика или экономика?
- Ранее Кипр следовал примерно такой же модели, как Швейцария, Сингапур или Гонконг, выступая как центр банковских и финансово-экономических услуг. В сочетании с туризмом, который на Кипре находится на высоком уровне, это в принципе могло бы составить основу успешного развития экономики на долгие годы. Так что причины нашего вступления в ЕС не являются экономическими, более того, нам пришлось идти на определенные жертвы. Кипр - единственная страна, которая даже не получила помощи ЕС для приведения собственных законодательных норм в соответствие с общеевропейскими, а сделала это за свой счет.
В вопросе вхождения Кипра в блок ЕС экономическую целесообразность на данном этапе развития страны перевесили серьезные политические причины. Во-первых, такому маленькому государству, как Кипр, хорошо быть членом "большой семьи" - содружества или союза стран. Это вызвано проблемой сохранения национального и государственного суверенитета. Несколько поколений киприотов, в том числе и мое, выросло в страхе, что наша страна может совсем исчезнуть. Вступление в ЕС для нас - определенная гарантия, что этого не произойдет. Во-вторых, мы должны создать условия для воссоединения страны и серьезно рассчитываем на помощь Евросоюза и в этом вопросе.
- Чуть более года назад проводился референдум об условиях объединения страны, который не принес результата. Как развивается ситуация с решением этой важнейшей политической проблемы острова?
- Переговоры по кипрской проблеме всегда проводились в рамках ООН и внесены в повестку дня Совета Безопасности. Был принят ряд резолюций, которые определяют рамки урегулирования. У Генерального секретаря ООН есть специальный мандат на ведение переговоров с заинтересованными сторонами. Сейчас начинаются консультации по изменениям, которые должны быть внесены в план урегулирования. После доработки он вновь будет вынесен на референдум с обеих сторон.
Россия, как постоянный член Совета Безопасности ООН, играет значительную роль в кипрском урегулировании и оказывает нам серьезную помощь в этом плане. Кипр придает роли России в этом вопросе очень большое значение.
Офшоры и налоги
- ПОСЛЕ вступления в ЕС на Кипре был введен визовый режим для россиян, изменился режим работы офшорных компаний. Это имело какие-то экономические последствия?
- Конечно. Если раньше мы проводили политику открытых дверей, то теперь идем на вынужденные ограничительные меры. Естественно, это коснулось и такой области, как присутствие международных компаний на Кипре. В соответствии с требованиями ЕС мы были вынуждены поднять уровень налогообложения иностранных компаний, которые зарегистрированы на Кипре, рискуя при этом, что некоторые из них покинут страну.
Налоговая политика Евросоюза заключается в том, что для всех компаний в пределах одной страны должна быть одинаковая ставка налогообложения. Ранее для офшоров она составляла 4,25% с прибыли, а для кипрских компаний - 25%. Мы снизили налоги для наших компаний и повысили для иностранных. Сейчас на Кипре налог на прибыль составляет 10% для всех юридических лиц. И тем не менее на международном фоне это одна из самых низких "планок" налогового обременения.
- И как на это среагировали иностранные предприниматели?
- Подавляющее число компаний осталось на Кипре. Да, ставка налога выросла, однако на их решение повлияли другие факторы: хорошая инфраструктура, удобное географическое положение, высокий уровень развития коммуникаций и связи. Кроме того, затраты на перевод компании и обеспечение ее работы в другой стране не покрывали в большинстве случаев убытки от повышения уровня налогов.
- А что изменилось в сфере недвижимости? Этот вопрос волнует многих потенциальных инвесторов.
- Что касается недвижимости, мне кажется, что принципиальных изменений в этой сфере не произойдет. Тот, кто является собственником, им и останется. А правила регистрации собственности будут едиными для всех - как для инвесторов из стран ЕС, так и из других стран.
Личный интерес к России
- ВВЕДЕНИЕ визового режима для граждан России, видимо, все же не самая способствующая развитию туризма мера?
- После вступления в Европейский союз приток туристов из России сократился на 30%. Хотя здесь сыграла роль и обострившаяся международная конкуренция в этой сфере бизнеса. Что касается визового режима, то мы стараемся принять меры к тому, чтобы процесс выдачи виз был максимально кратким и простым. Как свидетельствует статистика, люди очень редко приезжают на Кипр только один раз в жизни. Когда я работал в Швеции, мы наградили одну 80-летнюю мадам, которая отдыхала на Кипре 65 раз. Наш остров таков, что, однажды побывав на нем, хочешь вернуться еще и еще раз. Очень легко познакомиться с киприотами и завязать дружбу. Многие действительно приезжают к нам, как к себе домой, зная, что у них есть на острове друзья и знакомые. Это дает Кипру большое преимущество в долгосрочной перспективе, поскольку мы можем рассчитывать на определенное число "верных" посетителей.
- Вы недавно встречались с Патриархом Московским и всея Руси Алексием...
- Связи между Русской православной церковью и Кипрской православной церковью традиционно очень тесные и дружеские. И со Святейшим Патриархом Алексием нам есть о чем поговорить. Кроме того, мои предки около 150 лет назад побывали в Одессе в качестве членов церковной миссии. Так что у меня еще и личный интерес к России и русской церкви.
Здесь родилась Афродита
На снимках: г. Лимасол, его побережье и окрестности.
Смотрите также: