CНАЧАЛА была музыка, легкая, неземная. Потом - плакаты, с которых на прохожих глядела загадочно улыбающаяся большеглазая девушка. А затем - взыв: толпы людей, стекающиеся в кинотеатры, чтобы увидеть волшебную сказку об ангеле из парижского кафе. "После того, как я снял "Чужих", мне захотелось сделать "маленький" фильм вместе со своими друзьями", - говорит Жан-Пьер Жене, режиссер "Деликатесов" и создатель "Невероятного мира Амели Пулен с Монмартра" (или просто "Амели"), фильма, который не был принят на Каннский фестиваль, но в Европе стал, тем не менее, кинособытием года.
- Как вы пришли к созданию "Амели"?
- У меня было множество идей, сцен, героев, но саму тему фильма я не придумал. Из всего того материала, который у меня был, можно было снять пять или шесть фильмов. Но в один прекрасный день мне сразу же все стало ясно: центральным персонажем фильма, вокруг которого все вертится, должна быть девушка, решившая изменить жизнь других людей.
- И вы с самого начала знали имя вашей героини?
- Когда я писал сценарий, я искал прототип, пример для этой роли. И мне сказали: "Это может быть такая же героиня, какую сыграла Эмили Уотсон в "Рассекая волны". В ней такое же сочетание наивности и решительности". Во время работы мы думали про Эмили Уотсон, поэтому и окрестили нашу героиню Эмили. А потом я прочитал в интервью, что она охотно работала бы со мной, и подумал: "А почему нет?". Позвонил Эмили, показал ей сценарий, который ей очень понравился. Мы сначала сделали пробы на французском. Но я заметил, что чужой язык убивает половину мастерства этой актрисы, поэтому написал еще одну версию сценария, как будто эта история началась в Англии. А потом героиня выросла и перебралась на Монмартр. Эмили Уотсон со всем согласилась. Но через пару дней она мне позвонила и сказала, что из личных соображений не хотела бы играть в этом фильме. Ей не хотелось быть вдали от дома целых 6 месяцев. Мы переделали обратно сценарий, но имя так и осталось. Правда, трансформировалось из Эмили в Амели.
- А как вы познакомились с Одри?
- Я долго продолжал поиски подходящей актрисы, пока однажды не увидел на рекламном плакате фильма "Салон красоты "Венера" молодую девушку с огромными темными глазами. Это и была Одри Тату. Я связался с ней, мы сделали пару пробных съемок, и буквально через 10 секунд я знал: она то, что мне нужно. Работать с Одри - настоящее удовольствие. Она не просто играет саму себя, ей при этом удается создать целостный образ героини, что у французов, в общем-то, довольно редко получается. И это в ее-то 23 года!
- Вы в первый раз снимали фильм вне студии. Почему?
- Должен же я был когда-нибудь на это осмелиться! К тому же я хотел, чтобы в центре всей этой истории был и Париж. Из всех парижских пейзажей я выбрал те, которые мне особенно нравились. Потом мы все туда отправились, смыли граффити со стен, машины перепарковали, расклеили на стены все имеющиеся плакаты... В общем, я попытался создать такую картину города, которая соответствовала бы моим собственным впечатлениям от Парижа. Хотя все под контролем держать не удавалось. Все время какая-нибудь машина стояла там, где ей не следовало бы быть, какой-нибудь тип постоянно мелькал в кадре или люди поблизости шумели. Это доводило меня до безумия!
- Во время съемок вы сказали, что Амели должна делать людей счастливыми. Откуда у вас вдруг появилось такое желание - осчастливить всех подряд?
- Я еще ни разу не снял такого фильма, который был бы оптимистичным от и до, и мне захотелось попробовать это сделать. И вы знаете, мне очень понравилось снимать легкий и воздушный фильм, который заставляет людей мечтать и просто доставляет им удовольствие!