Примерное время чтения: 5 минут
82

Новая жизнь мытищинской банки

ЕСТЬ в Мытищах Музей охраны природы. Уникальность его состоит, однако, не в странности названия, а в финансовых источниках возникновения и жизнедеятельности. Музей создан и поддерживается за счет экологических платежей, собранных с предприятий Мытищинского района. Если кто не знает, экологические платежи - это отчисления (причем обязательные!), взимаемые за загрязнение окружающей среды. За выбросы в атмосферу, промышленные отходы и водные сбросы (даже если на вашей фабрике нет пресловутой трубы, отравляющей водоем, вам придется платить за ливнестоки - через них смываются дождями с территории предприятия грязь и нефтепродукты; кстати, 90% загрязнения рек обусловлено неочищенными ливнестоками).

"Не надо путать экологические платежи со штрафами, - поясняет директор Мытищинского муниципального фонда "Экология" Галина Балясова. - Платежи - это своеобразный налог, который распределяется между федеральным бюджетом, областным и муниципальным. Деньги идут на природоохранные работы, экологическое образование. Каждое предприятие само рассчитывает свои экологические платежи, а мы их проверяем и контролируем..." Если 7 лет назад в казну района должны были платить 25 предприятий, то теперь их 890. Есть и злостные неплательщики - знаменитый Метровагонмаш, например. Его задолженность - около 600 тыс. руб. за год. Правда, завод помог администрации ликвидировать одну несанкционированную свалку, но это не избавляет его от почетной обязанности поддержать охрану окружающей среды живыми деньгами.

Стучите!

МЫТИЩИНСКИЙ район, как и все почти районы ближайшего Подмосковья, страдает от обилия несанкционированных свалок, убирать которые приходится собственными силами. Свалки появляются по причине понятной, но отнюдь не уважительной: водители, вывозящие из Москвы мусор по ночам, экономят на бензине и сваливают отходы практически на обочине, вдали от полигонов. Бороться с этим явлением крайне сложно. Самосознание непосредственных организаторов свалок остается на пещерном уровне: "Там, где кончается порог моего дома, можно гадить сколько угодно". А от гибэдэдэшника или иного блюстителя порядка они всегда могут откупиться хрустящей купюрой. Надежда только на местное население, на так называемую фискальную политику. Если у вас под боком кто-то устраивает гадюшник, зачем терпеть это свинство? Запомните номер машины, позвоните в администрацию... Бывали реальные случаи, когда виновников находили и наказывали (правда, штрафы не так велики, как хотелось бы). Между прочим, в развитых странах - в Германии, например - экология на фискальной политике и держится...

11% территории Мытищинского района покрыты водой: здесь находится шесть водохранилищ. Среди них - Учинское, вода из которого поступает на северную водопроводную станцию Москвы и потом расходится по городской сети. Учинское водохранилище строго охраняется, к нему без спецпропуска не подъедешь. Зато бывали ЧП на других водоемах. Минувшим летом в Яузе случился массовый замор рыбы. Пришлось вызывать эмчеэсников. Выяснилось, что вода отравлена и, судя по всему, ядовитый выброс пришел из коллектора ливнестоков города Королева. Соседи, однако, своей вины не признали, и инцидент оставили без последствий. "В вопросах возмещения экологического ущерба наше законодательство несовершенно, - сетует Балясова. - Закон 91-года изжил себя, он не работает в полную силу. Нет четких методик установления виновных, неясно, как рассчитать возмещение ущерба. А главное - суды не спешат принимать иски, у них тоже нет механизма, как вести такие дела. У нас был случай, когда одно предприятие из Пушкино слило нефтепродукты на территории Лосиного острова, а суд отказался принимать иск. Представляете?"

Главной же экологической проблемой Мытищ остается загрязнение воздуха выхлопными газами. Город зажат в транспортном кольце: с одной стороны - МКАД, с другой - Ярославское шоссе, с третьей - Осташковская объездная. Дороги забиты пробками, а основная часть выхлопов, как известно, приходится на старт и торможение автомобиля. По расчетам экологов, 80-90% всех выбросов в атмосферу ближайшего Подмосковья производит именно автотранспорт. Мытищинский район, где 45% всей территории занимают леса, не спасают даже два огромных лесопарка - Северный и Учинский. Здесь очень много больных деревьев, которые приходится постоянно вырубать. Ну а в самом райцентре на одного жителя приходится менее 5 м2 зеленых насаждений общего пользования. Норматив же составляет 24 м2.

Тайны переработки

В БОРЬБЕ с загрязнениями власти стараются использовать материальный стимул. Так, школьникам дают возможность заработать на различных экологических мероприятиях. За участие в очистке реки, например, платят по 600 руб. А в нынешнем году постановлением главы района объявлен эксперимент по селективному (раздельному) сбору алюминиевых банок. Теперь во дворах школ стоят специальные контейнеры, а в городе работают три пункта приема, куда всяк желающий может сдать банки из-под колы, фанты и пр. Платят по 8-10 коп. за штуку. Предприятие, занимающееся селективным сбором, тоже зарабатывает свою копеечку: алюминий - дорогое сырье. Правда, отправлять его приходится в... Саратов. (В Московской области завода по переработке пока нет.) Затем алюминий в виде ленты возвращается в Подмосковье, в Дмитров, где из него штампуют новые банки.

"К сожалению, наши жилищные условия не позволяют наладить массовый селективный сбор мусора, как на Западе: отдельно бумага, стекло, пищевые отходы, - говорит Балясова. - Но, думаю, скоро у нас школьники будут ходить по домам, макулатуру собирать, как раньше. Полиэтилен, другие отходы - все ждет своего решения. Если есть ниша, обязательно найдется предприимчивый человек, который возьмется за дело".

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно