В НАШЕМ городе больше 800 автозаправок. Разработаны специальные экологические нормы, которые они обязаны соблюдать. Но как обстоит дело на практике? Об этом нашему корреспонденту Анне ГАГАНОВОЙ рассказал инженер-эколог Юрий НАУМЕНКО, работающий на одной из столичных автозаправок в районе Останкино.
Куда сливаем
БЕДА в том, что самые лучшие сегодняшние очистные сооружения нерентабельны. Считайте сами. Москва-река имеет статус рыбохозяйственного водоема. Сброс очистных вод не должен превышать 0,05 млг нефтепродуктов на 1 м3 воды. Чтобы добиться максимального эффекта по очистке, мы еженедельно (!) на автозаправке меняли фильтрующую загрузку и тем самым поддерживали цифру в 0,1 мг. То есть все равно выше нормы. Фильтрующая загрузка - активированный уголь. Тонна стоит 70 тыс. руб. На заправке - 10 очистных сооружений, в каждом 2 барабана по 10 кг. И самые высокие цены на бензин не компенсируют расходов на уголь. (Уверен, что половина столичных автозаправок сбрасывает отходы в Москву-реку.) А как эту проблему решают за рубежом? Там нет локальных очистных сооружений! Давайте и мы создадим по Москве 10-15 очистных комплексов. Пусть будет единая система водостоков. Автозаправка - это же мизер от площади дороги. Так пусть те структуры из Топливной ассоциации, которые "спускают" нам столь высокие цены на бензин, ищут средства на централизованные комплексы очистки автодорог.
А кроме бензоколонок есть же еще сотни предприятий, которые тоже грязь в Москву-реку сбрасывают. Ни одно из них не может выполнить требования, чтобы в реке разводилась рыба. Потому что это разорительно для всех - и для фабрик, и для бензоколонок. Я имею сертификат эколога-аудитора и вот уже два года провожу производственный контроль. Ежеквартально отбираю у предприятий пробы, везу их в независимую лабораторию... И там, по нормативам, требуется одно, а на самом деле выходит совсем другое. У всех! Лучше - штраф, лучше - взятка. Хотите бороться с коррупцией? Обрубите сложившуюся систему штрафов-поборов.
Чем дышим
ЛЮБАЯ автозаправка за год выбрасывает 2-3 т вредных веществ. Все московские автозаправки за год выбрасывают 200-300 т углекислот, амиленов и бензола. Но автотранспорт дымит аж на 3 млн. тонн! Так с кем бороться - с заправками или с машинами? Чиновники решили, с кем проще - с заправками. Вышло постановление правительства Москвы N 663, предписывающее оборудовать все заправки системами закольцовки бензольных паров. Это дело недешевое, но мы все подотчетные станции добросовестно "закольцевали". И на практике эти добрые намерения выглядят так: пришел на заправку бензовоз, подключился к системе, и ядовитые пары в атмосферу не идут, "закольцовываются". А потом он выехал с заправки да и выбросил в воздух всю дрянь. Заставьте службы ГИБДД контролировать оборудование машин катализаторами для очистки выхлопных газов. Понятно, что владельцы машин попробуют "откупиться". Но этой ситуацией управлять можно, если будет политическая заинтересованность властей.
И еще - экологические нормы создавались давно, но вот уже 5 лет требования по автозаправкам считаются "временными". Что мы имеем на практике в настоящее время? Массу мелких методик расчета вреда, наносимого окружающей среде, с формулами и графиками, с какими-то мудреными схемами. Короче, идет обычная чиновничья возня. Формальные отписки. Методики взимания штрафов. Инструкции, очень удобные для сложившейся практики поборов со стороны экологической милиции. Вот, к примеру, нас штрафуют за снег. А где это прописано, что на территории заправки не должен лежать зимой снег? И откуда берется сумма штрафа? Экологическая милиция говорит нам так: "Снег - это порча окружающей среды". А лужи от дождя - это не порча? Одна из подобных ситуаций абсурда нас привела к начальству экологической милиции. Сидит подполковник: "Давайте договоримся так. Вы мне везете по 100 литров с каждой заправки, и к вам не будет никаких претензий..."