ВОТ уже три года в названии фестиваля "Декабрьские вечера" в Пушкинском музее стоит имя его основателя Святослава Рихтера. На практике это означает высочайший риск для организаторов. Можно ли не уронить планку, заданную "вечерам" человеком, чье имя для мирового исполнительского искусства является символом совершенно особого, высокого, ни на какие компромиссы не идущего представления об искусстве и его назначении. Если угодно, символом искусства для посвященных.
В ПРИНЦИПЕ это было почти невозможно. Чтобы в застойном 80-м году в Советском Союзе родилось музыкальное явление европейского толка - как фестивали в Зальцбурге, Туре или Кольмаре. Фестиваль не просто концертов - камерных встреч у камелька: из тех, что случаются перед Рождеством, когда во всем царит предчувствие праздника. Чтобы среди советского официоза, среди всех этих бесконечных стадионных залов, юбилеев на "тысячу участников", конкурсов на "миллион заявок", постановок стиля "привет, прилавок" в стране появился музыкальный праздник. Глубоко личный (под руководством Рихтера), глубоко семейный (по сути великий пианист перенес музицирование из стен своего дома в стены музея) - частный, камерный. Тогда казалось - не по эпохе. Прошло двадцать лет. И выяснилось, что "Декабрьские вечера" - фестиваль определенного круга исполнителей, фестиваль, занимающийся помимо всего исследовательской работой, - явление не просто современное, но и модное. Так что юбилей "ДВ" справляют в новом качестве.
Будет музыка
ФЕСТИВАЛЬ, соединяя музыку и изобразительное искусство эпох, обнаруживает новые связи, грани в известных явлениях. Иногда звуко- и изоряд сливались - как было на фестивале "Век Моцарта: интерьер и художественная среда" (1982 г.) и в "Образах Англии в музыке и изо" (1983 г.). Порой устанавливались более сложные, ассоциативные связи, как на "вечерах", посвященных камерному творчесту Бетховена (1992 г.), где выставлялись офорты Рембрандта: изобразительное искусство и музыка были объединены высочайшим духовным напряжением жизни авторов, каждое произведение которых сотворяло мироздание. Понятно, что при таком принципе организации фестивали не могли быть всегда равноценными (не говоря уже о том, как трудно пришлось музею после смерти Рихтера удержать "ДВ" на уровне). Порой выставки оказывались менее интересными, чем концерты. Порой огорчал состав исполнителей, подбор которых всегда был связан определенной тематикой фестиваля. Однако нынешние "вечера" - это действительно "Славься" на уровне.
Артисты, приносящие фестивалю рождественские дары, второй раз за всю историю "ДВ" (первый раз это случилось на 10-летнем юбилее ДВ) выбирали программы по собственному желанию. И потому состав исполнителей на этот раз можно назвать звездным. Здесь и постоянные участники, музыканты рихтеровского круга, - Наталья Гутман, Юрий Башмет, квартет Бородина, и звезды мирового вокала - Петер Шрайер, Роберт Холл, сопрано Барбара Бонней и Мицуко Ширай, самый знаменитый контртенор мира Майкл Чанс, и буквально парад пианистов - Малкольм Мартино (Великобритания), Вадим Сахаров, Хартмут Хелль (концертмейстер, десять лет проработавший с Дитрихом Фишером Дискау), Михаил Плетнев, Мария Жоао Пиреш, Олег Майзенберг, Александр Мельников и Джонатан Гилат, скрипачи Гидон Кремер и Вадим Репин. Не говоря о знаменитейшем американском фортепианном трио "Beaux Arts Trio"... Представить себе, что такой фестиваль происходит в Москве, а не в Зальцбурге, трудно.
На том же уровне и выставка. В изобразительном ряду - европейская живопись и графика, изображающая сцены музицирования, натюрморты с музыкальными инструментами и даже инсталляции с включением изображенных на картинах старинных европейских инструментов. Параллельно в музее проходят две "выставки одной картины": в фестивальной экспозиции - "Искусство живописи" Вермеера (этому шедевру отвели целый зал), а вне выставки - "Венера Урбинская" Тициана.
Но цены!
ДО ПРОШЛОГО года цены на билеты "ДВ" держались на уровне самых дешевых абонементных концертов консерватории и имели одинаковую цену. В этом году коммунизм кончился. Цены, по словам организаторов, вышли на представительский уровень. По музейным понятиям, крайне высокий. Билеты в первые четыре ряда VIP стоят от 100 до 400 руб. , на остальные места - от 40 до 200.