Примерное время чтения: 5 минут
143

Может, в консерватории что-то поправить?

КОГДА-ТО органом Большого зала консерватории управляла лошадь. Она "качала" выписанный из Парижа и доживший до наших дней уникальный инструмент с помощью ремней. И в консерватории до сих пор сохранилась ее комнатка. Было это очень давно, лет сто назад, когда особняк Екатерины Дашковой (директора Петербургской академии наук и президента Российской академии при Екатерине II) выкупило Музыкальное общество. А архитектор Василий Загорский, отвечавший за постройки всех принадлежащих Императорскому двору московских домов, бесплатно надстроил особняк, и получилось то здание, которое мы сегодня видим на Большой Никитской, 11.

СТАРИННЫЕ здания красивы, если в них жизнь бьет ключом. В этом смысле Большому, Малому и Рахманиновскому залам жаловаться не на что. Лучшие музыканты и исполнители со всего мира выступают в консерватории. Особенно в Большом зале, где потрясающая акустика и где вместо положенных 1,9 тыс. зрителей помещается человек на 500-600 больше. Кстати, там до сих пор нет особых проблем с кондиционированием воздуха. Придуманная 100 лет назад система с дырочками в полу исправна до сих пор. Но здание целиком производит грустное впечатление. Колонны главного входа в трещинах, штукатурка с фасада отваливается кусками, грибок на внутренних стенах говорит о том, что крыша много лет подтекает. Часть здания недавно пережила микроремонт, но... свежепокрашенный фасад соседствует с неотремонтированным, оконные рамы с улицы выглядят как новые стеклопакеты, но внутри с них облезает краска, а трещины, как морщинки, выдают преклонный возраст.

Где деньги

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ средства выделялись на протяжении последних трех лет. И направлялись преимущественно на фасады, чтобы все думали, что в консерватории все в порядке. В декабре прошлого года, как известно, сгорела ее небольшая часть. И после ремонта провели исследования. В результате стало понятно, что фундамент и перекрытия консерватории в неудовлетворительном состоянии, старая проводка в некоторых местах свисает гроздьями (не дай бог, серьезный пожар - здание, по мнению технических служб, сгорит за 20 минут) и есть несколько серьезных аварийных зон.

Что касается фундамента, то после появления торгового комплекса на Манежной площади говорили, что проблемы у консерватории возникли из-за подземных вод: они как будто бы изменили свое течение и подмыли основание здания. Оказалось, в разные периоды времени разные организации производили точечные ремонтные работы. Но с каждым новым ремонтом предыдущий не учитывался: в архивах не хранили чертежей проведенных работ. Вот и получилось, что заложенные проектом 100 лет назад нагрузки сегодня превышены в несколько раз.

К аварийным же зонам можно отнести места в первом амфитеатре Большого зала, том самом, где лучшая акустика и где зрители любят сидеть даже на ступенях. Там порядка 70 мест еще в конце прошлого сезона закрыли для доступа публики. Ждали лета, чтобы отремонтировать... Лето прошло, новый сезон на подходе, а лучшие места по-прежнему недоступны. Правда, те фасады, что были отремонтированы, еще сохраняют на себе следы строительной косметики. А Министерство культуры дало обещание: финансирование подобных работ ввиду их бессмысленности продолжено не будет.

Конечно, консерватории есть на что жить. Большой зал приносит достаточно средств, а все многолетние попытки дать ему свободу успехом не увенчались. К тому же у учебного заведения есть возможность сдавать свободные площади в аренду. Ведь консерватория - это не только особняк Дашковой, но и две усадьбы XIX века на задней линии. Однако несколько лет назад Счетная палата обвиняла бывшего ректора в сдаче площадей за бесценок коммерческим фирмам, которые потом пересдавали их по более высоким расценкам. Было выявлено также нецелевое расходование бюджетных средств. Интересно, недавний частичный ремонт фасадов можно отнести к нецелевому использованию средств?

Что дальше

НЕОБХОДИМОСТЬ реконструкции связана еще и с тем, что учебному заведению не хватает технических возможностей. Например, Монтсеррат Кабалье в прямом смысле однажды пришлось носить на руках. На служебном входе не работал лифт, а в ее контракте было записано: проход до сцены - в пределах трех ступенек. Джесси Норман не приехала в Москву потому, что... привыкла принимать душ, не выходя из своей артистической. Более серьезные проблемы консерватории заключаются в отсутствии, например, специального помещения для Оперного театра. В Большом зале идут оперы, но лишь в концертном исполнении.

С отсутствием Оперного театра в первую очередь связана идея превращения всех консерваторских зданий (по Большой Никитской, 11/4, 13/6, по Среднему Кисловскому пер., 3) в музыкальный квартал. Чуть больше двух лет назад Зураб Церетели громко объявил о его создании, но долгосрочных планов и готовых проектов такого квартала тогда ни у кого не было. К тому же идея Церетели превращала квартал в рекреационно-торговую зону. Сегодня же концепция квартала разрабатывается с учетом консерваторских потребностей в новых учебных классах, библиотеке и Оперном театре.

Вопрос упирается лишь в деньги. Особняк Дашковой стоил Музыкальному обществу 185 тыс. руб. серебром. Превращение его в консерваторию обошлось Александру III в 400 тыс. руб., строительство же целиком перевалило за 1 млн. руб., но разницу доплачивали купцы и фабриканты. (Некоторые предпочитали делать это мебелью и оборудованием. Так в консерватории появился орган.) Есть мнение, что сегодня можно уложиться в 50 млн. долл. Проблема лишь в том, что именно такую сумму Министерство культуры собирается, но никак не может выделить с 2000 г.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно