Примерное время чтения: 7 минут
95

"Пиджаки", "куртки" или "погоны"?

После бесланских событий все московские школы обзавелись охраной. При входе появились сотрудники ЧОПов, а двери оборудовали видеокамерами. Насколько эти меры действенны?

ДЛЯ ВЫЯСНЕНИЯ надёжности рубежей обороны детства двое наших корреспондентов наведались в несколько столичных школ, чтобы выяснить, можно попасть в здание или нет? Даже приготовили подозрительного вида пакет: заметят ли? Один из них "совершал прорыв", а другой наблюдал ситуацию со стороны.

Заходи, открыто!

ВОРОТА во дворе школы N 150, что на Ленинградском проспекте, гостеприимно распахнуты. У забора напротив дядька бомжеватого вида справляет малую нужду. За этим наблюдают установленные на фасаде миниатюрные камеры. На входе скучают двое мужчин. Мониторов, на которые должна выводиться картинка видеонаблюдения, я не обнаружил. Один из привратников, облачённый в "чоповский" камуфляж, любезно пропускает меня внутрь, называет имя и фамилию директора, рассказывает о расписании уроков и советует зайти попозже, если у меня есть вопросы к учителям. Документов я никаких не показывал и даже не представился. На пакет с двумя коробками, который оставил в предбаннике, охранники не обратили никакого внимания.

Следующая школа N 82 на ул. Климашкина. У крыльца толпятся родители, выполняющие требование объявления о том, что мамы и папы должны дожидаться отпрысков за пределами здания. В предбаннике дежурит очередной "чоповец". Он сразу приказал мне: "Ждите во дворе!" Я обошёл здание и нашёл несколько брешей в его обороне. Почти все решётки на окнах первого этажа открывающиеся, вместо замков закрыты на... закрученную на болт гайку. Любой, даже не имеющий инструментов человек может преодолеть данное препятствие за несколько секунд. Но, как выяснилось минутой позже, чтобы проникнуть внутрь, нет необходимости залезать на подоконник. Среднеазиатского вида дворник, выходивший из подвала, не закрыл за собой дверь. При желании сюда можно пронести канистру с бензином или мешок с "сахарным" гексогеном.

Через дорогу, в Большом Тишинском пер., располагается школа N 96. В правилах посещения кроме прочего написано, что курение запрещено на всей территории школы и прилегающей местности. Прямо у этого документа смолил сигарету пожилой мужчина с надписью "охрана" на кителе. По словам стража, незамеченной в школу даже муха не пролетит. Все входы, кроме главного, надёжно закрыты, а двор контролируется из окон. В "доказательство" его слов на противоположном конце здания распахнулись двери и оттуда выбежала толпа старшеклассников. Покидав в мусорный контейнер ящики, ребята скрылись за углом. Я отправился за ними. Несколько парней лет по 15-16 деловито затягивались... сигаретами. Узнав, что я журналист и мне надо попасть в школу, они предложили залезть по расположенной тут же пожарной лестнице на чердак. При этом один из советчиков крутил в руках ключ от запасного выхода... По-бросав бычки в железный ящик, наполненный бутылками от пива и водки, ребята отперли замок и нырнули обратно. "Дежурный класс", - объяснил мне охранник.

Последний пункт - школа N 1239 во Вспольном пер., где в основном учатся дети "непростых" родителей. Калитку, закрывающуюся на магнитный замок, мне открыл один из выходивших старшеклассников. Я сумел пройти в распахнутые двери пристройки с бассейном и спортивным залом. Однако вскоре появился человек в дорогом пиджаке. Узнав причину моего появления, он настойчиво предложил прогуляться к начальнику службы безопасности школы. В кабинете последнего на несколько огромных экранов выдавалась картинка с десятка камер наружного наблюдения. За ней бдительно следили ещё трое "пиджаков". Оказалось, что все мои передвижения отслеживались. "У каждого ученика есть специальная магнитная карточка, по которой он проходит на уроки, - рассказал мне начальник школьной СБ. - Такие карты носят и родители. А учащиеся с первого по четвёртый классы не могут выйти на улицу, лишь во двор школы". Олигархи и министры могут спать спокойно. Их дети под надёжной защитой. А как быть остальным?

У двух нянек

СЕГОДНЯ за безопаcность детей отвечают и сотрудники ЧОПов и вневедомственная охрана: экипажи сотрудников УВО, получив сигнал с тревожной кнопки, обязаны приехать на место происшествия в течение нескольких минут (кстати, этого времени вполне хватит, чтобы в Москве события развернулись по бесланскому варианту). Раньше милиционеры несли круглосуточное дежурство во многих столичных школах, но в последнее время их "выдавили", объясняя, что услуги ЧОПов дешевле. Под предлогом дороговизны УВО даже не приглашают на тендеры Департамента образования г. Москвы. Но давайте считать. Круглосуточный пост вневедомственной охраны в школе стоит 100 тыс. руб. в месяц. В среднем родители ежемесячно сдают на обеспечение безопасности от 150 до 200 руб. Даже в небольшой школе учится минимум 700-800 чел. Родительских взносов вполне достаточно для оплаты услуг защитника правопорядка (если, конечно, ничего не будет пропадать по дороге).

"Сейчас все московские школы оборудованы кнопками тревожной сигнализации, - рассказывает пресс-секретарь УВО ГУВД г. Москвы Наталья Демянчук. - Однако основную ответственность за безопасность детей несут сотрудники ЧОПов. А ведь милиционер обладает гораздо большими правами. Он может проверить документы у человека как на территории школы, так и вне её, при необходимости задержит "гостя" и доставит в ОВД. Может осмотреть подозрительные вещи и автотранспорт. К примеру, в прошлом году в Восточном округе наши сотрудники задержали мужчину, предлагавшего прокатиться на машине двум маленьким девочкам. После проверки выяснилось, что этот человек был дважды судим за изнасилование несовершеннолетних".

Получается, что из сомнительной экономии охраной детей занимаются не профессионалы, а подчас набранные "для галочки" "чоповцы". Коммерческая выгода в таком подходе, безусловно, есть - вневедомственная охрана работает только "в белую" - через банковские переводы. А деньги, идущие ЧОПам, можно незаметно "распилить". Тем более что под рукой всегда тревожная кнопка, и, если случится ЧП, вину можно переложить на не вовремя приехавших милиционеров.


Михаил С., сотрудник УФСБ г. Москвы:

- НЕРЕДКО в ЧОПы набирают иногородних, которые не только охраняют школы, но за небольшую доплату убирают территорию, чистят снег, таскают столы и т. д. Иногда охраннику выделяют небольшое помещение, где он постоянно живёт. С точки зрения обеспечения безопасности это недопустимо. Ведь дежурный должен по ночам не спать, а контролировать здание. К тому же, набирая на работу, "чоповцев" не проверяют. Среди них могут оказаться педофилы, психически ненормальные люди, маньяки. В прошлом году мы задержали охранника, который торговал в школе наркотиками! Нельзя поручать безопасность детей некомпетентным в данной области людям. На мой взгляд, первый и главный рубеж контроля - ворота забора. Имеет смысл пропускать на территорию учебного заведения только учеников, а родителей просить ожидать на улице. Это позволит своевременно выявлять любого неизвестного уже на дальних подступах. К тому же невозможно будет пронести к зданию взрывное устройство. Оконные решётки, входные двери и сами ворота должны быть закрыты на замки, а ключи розданы охране. Все передвижения классов и групп учащихся по двору и выход за пределы школы должны происходить лишь под присмотром учителей.

Сергей СПИРИН, начальник отделения ОВД района Марьино:

- ГОД назад первый зам. министра внутренних дел Александр Чекалин предложил создать институт школьных участковых инспекторов. Это произошло после проверки качества охраны школ, тогда были выявлены "чоповцы", употребляющие алкоголь. К сожалению, эта идея так и не была внедрена в столичных учебных заведениях. А ведь подобный инспектор мог бы выполнять и функции охранника, и следить за правонарушениями среди учеников.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно