Примерное время чтения: 7 минут
79

Монополи-щ-ща!

В цивилизованном мире за коммунальные услуги платят цивилизованно: ровно столько, сколько потребили. А мы платим по команде "чужого дяди": столько, сколько ОН скажет.

И имя ему - МОНОПОЛИЯ.

ЭТО на Западе в условиях конкуренции компании гоняются за клиентами, борются за них, предлагают выгодные тарифы. А в российской столице потребители - люди второго сорта. На первом месте - интересы компаний-монополистов. НАС ЛИШИЛИ ПРАВА ВЫБОРА! Мало того, мы даже не можем проконтролировать, сколько реально потребили газа, воды, сколько проговорили по телефону. И что самое ужасное - наше бесправие "освящено" законом. Потому что формально поставщиков услуг нельзя назвать монополистами.

ТЕЛЕФОН

ИМЯ - ОАО МГТС, более 80% абонентов - физических лиц пользуются услугами именно этой компании. "В столице более 400 операторов местной телефонной связи, - объясняет Денис Лобанов, зам. гендиректора по коммерческой деятельности ОАО МГТС, - но только у МГТС тарифы контролируются государством". Но, как объясняет депутат МГД Александр Крутов, приватизация компании была проведена таким образом, что в собственности МГТС оказались не только телефонные узлы, но и практически все коммуникации. Теперь компания сдаёт их в аренду, а это, естественно, не может не отразиться на расценках конкурентов.

ПОЛИТИКА. Интересная ситуация с тарифами. По мнению компании, она предоставила вполне объективные расценки, более того, комбинированный тариф должен был стать наиболее выгодным для 70% москвичей. Однако больше половины абонентов (53%) выбрали безлимитный. Есть ещё один неприятный для потребителя момент: он не может контролировать "разговорную активность" - счётчик есть только у МГТС. А за распечатку разговоров нужно ещё и заплатить 70 руб. Кроме того, тарификация в "повремёнке" происходит не по секундам, а по минутам. "Индивидуальные счётчики на телефон ввести крайне сложно, они будут равны стоимости компьютера, - продолжает Денис Лобанов. - Ведь им придётся учитывать не только время разговора, но и "распознавать" межзоновые звонки (на мобильный, междугородний, международный), звонки на бесплатные номера - "01", "02" и т. д. А главное - ежедневно актуализировать эту информацию. Компания действует исключительно в рамках закона".

А как у них?

В ВЕЛИКОБРИТАНИИ десятки компаний конкурируют между собой, предлагая клиентам множество тарифных планов, льготы и бонусы. Тарифов настолько много, что фактически речь идёт об индивидуальном обслуживании.

В Канаде всё чаще выбирают стационарную связь через телевизионный кабель. У бывшего монополиста Германии компании "Дойче телеком" сейчас несколько конкурентов с собственными сетями. Они предлагают полный спектр по типу "единый оператор" (стационарную, мобильную, интернет-связь и кабельное ТВ).

СВЕТ

ИМЯ - ОАО "Мосэнергосбыт", клиентская база компании составляет более 80% бытовых потребителей (5 млн. абонентов). Стоимость "света" для населения определяют энергетические комиссии при правительствах Москвы и области.

ПОЛИТИКА. Расценки растут, но новых услуг и тарифов (за исключением сервисных) потребителю не предлагают. Даже жители Подмосковья находятся в лучшей ситуации: стоимость киловатт-часа у них ниже. Так, в столице владельцам квартир с газовыми плитами за 1 кВт-ч приходится платить 2 руб. 08 коп., а жителям области - 1 руб. 80 коп. Кроме того, в Подмосковье действует не только тариф "день-ночь", но и "утро-день-ночь", его недавно утвердила ТЭК области. Всё это даёт возможность жителям области экономить собственные деньги. Москвичи же лишены права выбирать себе энергопоставщика. Максимум, что может сделать горожанин, - заключить договор с энергосбытчиком, покупающим киловатт-часы у... того же "Мосэнергосбыта". Единственное преимущество перед другими - индивидуальный счётчик. По крайней мере, мы можем контролировать объём потребления. (Хотя и это преимущество ненадолго! Читайте в следующем номере.)

А как у них?

В СТРАНАХ Европы каждый потребитель имеет право выбирать себе энергетическую компанию два раза в год. Используются предложения демпинговых цен, которые обычно держатся пару месяцев для привлечения клиентов, выгодные тарифы, например выходного дня и т. д.

ГАЗ

ИМЯ - ГУП "Мосгаз", 100%-ная муниципальная собственность. Поэтому нам легко назначают взятый с потолка тариф - 15,9 руб. в месяц с одного человека, прописанного в квартире. А как иначе назвать цену продукта, за который мы платим "в человеках"?

ПОЛИТИКА. Почему газ нельзя оплачивать по факту, согласуясь с показаниями счётчика? Ведь в Москве многие люди не пользуются горелками: чай кипятят в электрочайниках, готовят в микроволновке. Но платят всё равно "в прописанных человеках", даже если "гостей столицы" набьётся с десяток.

А как у них?

В ЕВРОПЕ и США жители имеют квартирные счётчики. Лондонцы могут обратиться в одну из 4 крупнейших газовых и электрических компаний, в Калифорнии (США) 3 газовые компании, соревнующиеся между собой за потребителя.

ВОДА

ИМЯ - ОАО "Мосгортепло" (с недавнего времени входит в состав Московской объединённой энергетической компании), снабжает горячей водой для отопления и бытовых нужд 70% городских потребителей. Частных теплосетей в столице нет. Поэтому выбрать, кто именно "согреет тебя", нельзя. Холодную воду поставляет в квартиры тоже лишь одна организация - "Мосводоканал". Как мы платим? Например, за отопление: исходя из ставки - 9,9 руб. с м2 общей площади для владельцев единственного жилья и 13,6 руб. для тех, у кого жильё не одно или арендуемая площадь превышает норму. А за воду из крана там, где установлены общедомовые счётчики учёта, москвичи платят "в среднем": стоимость потреблённого делится на прописанных жителей поровну.

ПОЛИТИКА. Однако никто из нас не знает, сколько "фактически" тепла получает зимой - счётчика-то нет. Мы не можем уменьшить "накал" батареи, если в квартире жарко, и открываем балконную дверь, "обогревая" улицу. История с общедомовыми счётчиками на воду и того хуже: вы принимаете душ раз в неделю, а соседка организовала прачечную на дому - при этом и вы, и она заплатите одинаково. То есть вы фактически платите за соседку. Правда, сейчас в столице начинается подготовка к массовой установке индивидуальных водосчётчиков. Рабочую группу возглавил Петр Аксёнов, первый зам. мэра. Это должно решить проблему с уравниловкой в оплате.

А как у них?

СЧЁТЧИКИ на холодную и горячую воду стоят в каждой квартире. В Париже около 10 компаний предлагают горожанам услуги по подаче воды.


Александр ПИРОЖЕНКО, начальник управления ФАС:

- "МОСГАЗ", "Мосэнергосбыт", "Мосгортепло" - монополисты на московском рынке. Тарифы на их услуги пока регулируются государством. Перед нами стоит задача обеспечить свободное право выбора поставщика энергии для каждого потребителя, т. е. ликвидировать монополии. Этому сейчас препятствует в том числе и отсутствие адекватного учёта потребления электроэнергии, газа и тепла. Только измерив точно, сколько газа, электричества или тепла купили потребители, можно строить конкуренцию между поставщиками. Что касается электроэнергии - необходимо решить вопрос с организацией почасового учёта потребления, газа - с установкой приборов учёта на входах в дом. С тепловой энергией сложнее, поскольку конкуренция в этой ситуации технологически ограничена. Для неё необходимы серьёзные инвестиции в перекладку тепловых сетей, в оборудование самих станций.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно