В СТОЛОВОЙ, где многие десятилетия обедала семья Толстого, в Ясной Поляне было три стола и у каждого свое назначение и характер. За одним, длинным и гостеприимным, обедали домашние и гости. За маленьким и круглым у правого окна собиралась за чаем молодежь. За другим круглым столом велись серьезные разговоры. А еще в хозяйском доме в Ясной Поляне стоит знаменитый черный кожаный диван, на котором родилось три поколения Толстых. Сам Лев Николаевич, его дети и внуки. Дочери писателя Марии никак не удавалось родить здорового младенца, трое ее детей погибли из-за выкидышей или тяжелых родов, и тогда Софья Андреевна написала ей: "Тебя спасет только наш диван". И у Толстого появился еще один наследник.
В наших же домах десятилетиями селились тоскливые полированные серванты и шифоньеры. В окнах горели одинаковые люстры, одинаковые тапочки мяли ворс одинаковых паласов. У многих ли сохранились теплые истории и семейные предания о фамильной мебели? Да и можно ли такую мебель считать фамильной. По наследству ее передавать не хочется.
Сегодня в моду вошла кованая мебель. Она когда-то уже была признана нашими предками, но в ХХ веке о ней забыли.
Сегодня же она может показаться верхом авангардной мысли, особенно тем, кто всю жизнь видел мир исключительно в отражении своего полированного шкафа. На массового потребителя кованая мебель не рассчитана. Более того, этот рынок в России практически пуст. Производителей такого продвинутого товара в нашей стране нужно искать днем с огнем. Большинство из них копирует по каталогам образцы итальянской мебельной индустрии, единицы создают собственные творения.
На недавней выставке "Евромебель" в Москве жюри отметило одну из экспозиций как кусочек новой жизни. Создал ее художник Владимир Пантелеев. Его успех особенно приятен "Аргументам и фактам": именно Пантелеев - первый дизайнер и автор знаменитого логотипа газеты. Самое смешное, что красота эта создается на территории военно-промышленного комплекса. На 60 гектарах пустуют огромные корпуса, цеха оборонного предприятия стоят, оборудование ржавеет, все выглядит так, будто случился ядерный взрыв, вокруг ни души. И только в "Стромире" идет работа. Настоящая наковальня, настоящие кузнецы, звон молота о металл. Тем более что делают у нас не хуже, а то и лучше. Во всяком случае, выковывается все по правилам старых мастеров.
Здесь убеждены, что красоту нужно создавать из того, что под рукой, не мечтая о серебре и злате. Красивый подсвечник можно создать, к примеру, из куска проволоки, выброшенной на помойку, или из автомобильной рессоры. А из разрезанных и сваренных подшипников - скульптуры для украшения домашнего интерьера.
Конечно, с бухты-барахты в квартиру не поставишь одно кованое кресло. Ведь оно несет с собой совсем другую жизнь. Но лично я уже давно мечтаю о кованом карнизе и светильниках. А к ним можно и подсвечник добавить. Да в придачу туалетный столик на изящных ножках, да раму для зеркала...
Талантливых людей в России много, а вот тех, кто может воплотить идею в жизнь, - считанные единицы. По уверению Владимира Пантелеева, дизайн - это сочетание трех важнейших составляющих: лучше, дешевле, технологичнее, то есть проще в изготовлении. Если делать в течение пяти месяцев один стул, не будет денег на осуществление новых идей. Все просто.
Продавать свою мебель в салонах Владимир Пантелеев и Николай Гуляев не хотят, чтобы она не растворялась среди штампованной продукции. Самым интересным для себя считают оформление интерьера от и до... Чтобы в доме не стоял одинокий, чужеродный кованый диван, а пространство было заполнено соответствующими стилю аксессуарами: тканями, фотографиями, живописью, керамикой. Ведь сегодня нужны именно стилевые решения, а не авангардные изыски в создании единичных предметов. И тогда дома наконец наполнятся теплыми семейными преданиями о наших вещах.