ОКОЛО месяца назад вышло постановление, запрещающее торговать в столице аудиовидеопродукцией и компьютерными компакт-дисками без так называемых защитных идентификационных знаков. Публика эту новость восприняла в штыки, ожидая взлета цен, вызванного очередным побором. Сегодня страсти поутихли и можно спокойно разобраться в том, что же принесет в недалеком будущем это повальное маркирование, но не московской казне, которая, понятно, существенно пополнится за счет продажи марок, а нам с вами, рядовым потребителям.
Естественно, главное, что заботит людей, не отягощенных слишком высокими доходами, - это насколько опустеют после всех нововведений их и так не слишком тугие кошельки. Казалось бы, не намного, судите сами: марка на видеокассету стоит 3 руб. 50 коп., на аудиокассету - 1 руб. 90 коп., на компакт-диск - 4 руб. Понятно, что продавцы копейки не высчитывают, а сразу "округляют", но, как заметил гендиректор МГУП "Информзащита" Владимир Ткачун, "реально разница заметна только в цене на аудиокассеты, а вот, например, для компьютерных дисков, которые стоят от 10 до 1,5 тыс. долл., повышение на 10-15 руб. роли не играет". Все это, безусловно, верно, только одного момента власти предержащие не учитывают: жажду прекрасного все мы привыкли утолять при помощи пиратской продукции, а лицензионные "игрушки" по 500-600 долл. с маркой или без оной нам просто не по карману. Между тем облагораживать идентификационными знаками можно только лицензионную продукцию, ведь новый налог рассматривается в первую очередь как решительная мера по борьбе с "пиратством". Утешать же нас призвано следующее: мы сразу получим много-много качества (хотя, если честно, легальная продукция не всегда его гарантирует, а "левая" копия зачастую ничуть не хуже оригинала). Правда, при этом придется распрощаться со всеми мечтами о "доступной цене", но, согласитесь, семейный бюджет ничто по сравнению с гордостью за державу.
Кроме притязаний на дешевое придется "сделать ручкой" и многим "стихийным" радиорынкам, а также большинству лотков и палаток. Право на торговлю аудиовидеопродукцией и компьютерными дисками на сегодня получили лишь шесть счастливчиков: всеми любимая "Горбушка", ярмарки на "Пражской" и на "Рижской", рынок "Ясенево-7", а также Митинский и Царицынский радиорынки. Сначала ими и еще несколькими фирменными магазинами все и должно было ограничиться, но, надо отдать должное московским властям, подумав, они решили не убирать некоторые из ныне существующих стационарных палаток. В основном это касается тех из них, которые стоят в подземных переходах. На всем остальном столичном пространстве торговать даже маркированной продукцией не разрешается.
Вот тут-то и вылезает следующая проблема: "пиратство" чрезвычайно выгодный бизнес, на "лицензионке", как ни бейся, столько не заработаешь. Поэтому надеяться на то, что все, кто сегодня "выпал из обоймы", вдруг переквалифицируются в дворников и космонавтов, отказавшись от огромной прибыли, по меньшей мере недальновидно. Да и спрос на контрафактную, а потому очень дешевую продукцию заранее обеспечен. Так что не за горами появление и еще одной "Горбушки" - "черной". И решить эту проблему можно только одним способом: удешевить легальные диски и кассеты. Первые шаги в этом направлении уже делаются - некоторые исполнители, например, начали выпускать компакты со своими альбомами в нескольких вариантах. Дорогой - с многостраничным красочным буклетом, подешевле - с обычным вкладышем, как на "пиратских" дисках, и совсем дешевый - никакого буклета, а в качестве упаковки картонный конверт.
Другими словами, бороться с "пиратством" надо, не запрещая его, а делая этот бизнес невыгодным.