СЕРИАЛ "Есенин" ждали с нетерпением. Увы, ни радости, ни удовольствия детище семейства Безруковых (отец актера является автором сценария, а сам Сергей - автором идеи и исполнителем главной роли) не доставляет. Кстати, параллельно по одному из каналов идет "Бригада", где Безруков весьма органично играет бандита. Впрочем, не только это разочаровывает многих зрителей.
- СЛИШКОМ уж много там неправды, - считает Александр УШАКОВ, профессор, зав. отделом новейшей русской литературы Института мировой литературы им. Горького. - Само название сериала "Есенин. История убийства" подразумевает, что нам наконец расскажут правду о последних днях великого поэта. Из серии в серию проходят намеки о том, что существует масса закрытых документов. На самом деле это не так. Утерянные и забытые документы есть, а закрытых нет.
Почему было не снять фильм на основе достоверных фактов? Создатели же сериала взяли за основу книгу Безрукова-старшего - откровенно упрощенную беллетристику со множеством домыслов и, извините, дурацких предположений и фантасмагорий. И сценарий представляет собой варево из всего этого.
Убийства не было
У НАС в институте много лет шли споры - покончил Есенин с собой или нет. Предъявлены были все документы, которые существуют. Поэтому могу с полной ответственностью сказать, что документов, подтверждающих убийство Есенина, не обнаружено. Потому что их не существует.
К сожалению, сериал изобилует не только ложными, но и откровенно глупыми моментами. Так, в одной из серий генерал КГБ, которого играет Олег Табаков, принес другу-следователю в исполнении Александра Михайлова докторскую диссертацию врача-психиатра о самоубийствах, якобы взятую им из секретного хранилища. Что за чушь, какое хранилище? Идите в Ленинскую библиотеку, там таких диссертаций навалом.
Авторам сериала надо все время намекать, что Есенина постоянно держала на мушке ЧК. Вот, мол, уже тогда вся литература находилась под неусыпным контролем органов. А на самом-то деле все обстоит иначе. В 20-е годы, о которых как раз и идет речь, в стране шла внутрипартийная борьба, Сталин боролся за власть. Ему было не до литературы. Ее начали приручать только в начале 30-х.
А чтобы во времена Есенина ЧК или ГПУ следило за каким-то писателем? Не было такого. Если, конечно, он не был связан с какой-то группировкой, как произошло с несчастным Гумилевым.
То, что власти держали Есенина на мушке, - полная белиберда. Есенин никогда не был запрещенным поэтом. Да, он не вписывался в схему общественного устройства, как того хотелось властям. Но книги его печатались всегда.
Обидно за поэта
ВОПИЮЩАЯ неправда показана в сцене, когда Есенин в 22-м году приходит к Троцкому в Кремль. На самом деле их встреча произошла позже, когда Сергей Александрович вернулся из-за границы.
Таких нестыковок много: например, в фильме Есенин выходит на сцену, а аудитория вслух начинает читать его стихи. Авторы не учли, что тогда его стихи в массах не знали. Или эпизод, когда Есенин получает в подарок от императора часы. Да он никогда и в руках их не держал. Хотя решение о его награждении действительно было принято. Но в силу каких-то причин эти часы до поэта так и не дошли.
Игра Безрукова тоже вызывает вопросы. Он слишком суетлив, размашист, самоуверен. Есенин, когда попадал в незнакомое место, был застенчив и молчалив. В фильме же он этакий наглец. Встает из-за стола во дворце, поворачивается спиной к императрице и начинает читать стихи. Этого бы ему никто не позволил. Такую мизансцену могли создать только безграмотные, невежественные люди.
Сериал вызовет и уже вызвал много споров. Обидно, что именно по этому сериалу о Есенине станет судить молодежь. А ведь телевидение способно "перешибить" все научные издания. В этом и есть главная беда этого сериала.