Примерное время чтения: 11 минут
97

[Есть ответы] Ваши вопросы от 26.08.1985

Некоторые средства массовой информации на Западе утверждают, что на строительство БАМа Советский Союз якобы израсходовал так много средств, что их теперь не осталось на прокладку новых железнодорожных линий.

Не могли бы вы привести конкретные данные о масштабах сооружения магистралей?

А. Савельев, пропагандист, Иркутск

СТРОИТЕЛЬСТВО БАМа - крупнейшей и сложнейшей в мире магистрали - предприятие дорогостоящее. Этого никто не станет отрицать. Но вместе с тем это и не единственная железнодорожная стройка. Плановая система хозяйствования позволяет распределять средства по объектам и в необходимых случаях концентрировать их на важнейших участках. Так, завершающееся строительство 6 газопроводов из Западной Сибири в европейскую часть СССР по объему капитальных вложений превзойдет БАМ, ВАЗ, КамАЗ и "Атоммаш", вместе взятые.

Давайте посмотрим, как же ведется строительство железных дорог в нашей стране сейчас.

За годы Советской власти сеть дорог увеличилась вдвое. И сейчас протяженность железнодорожных линий СССР составляет почти 150 тыс. км.

Если посмотреть на карту страны, то сразу бросается в глаза густая сеть линий, покрывающая европейскую часть страны. В малообжитых районах Сибири и Дальнего Востока, конечно, дорог гораздо меньше. Но в последнее время, ввиду того что здесь обнаружены новые залежи полезных ископаемых, началось интенсивное строительство железных дорог.

Таким образом, сооружение новых магистралей в нашей стране ведется по двум направлениям. В европейской части СССР, там, где особенно напряженная обстановка и интервалы движения между поездами составляют всего несколько минут, осуществляется строительство дополнительных линий, а в восточных районах прокладываются новые магистрали.

В нынешней пятилетке, транспортным строителям предстоит проложить 3268 км новых путей. Кроме того, на ряде важнейших участков будет сооружено еще более 4 тыс. км вторых и главных дополнительных путей, уложено более 2 тыс. км станционных путей.

Конечно, главная из сооружаемых в настоящее время линий - Байкало-Амурская железная дорога. Протяженность дороги -3100 км. Строители с честью выполнили поставленную перед ними задачу - они досрочно уложили путь, и на трассе уже организовано сквозное движение поездов. Окончательный же ввод в эксплуатацию БАМа намечен на двенадцатую пятилетку.

Среди магистралей, которые должны вступить в строй в нынешней пятилетке, линия Сургут - Уренгой - Ягельное, сооружаемая в Сибири. Протяженность этой трассы - 650 км. Она является продолжением на север дороги Тюмень - Тобольск - Сургут и предназначена для освоения нефтяных и газовых месторождений Тюменской области и обеспечения транспортных связей в этом регионе.

Строится и магистраль Анжерская - Барзас. Трасса обеспечит кратчайший выход из Кемеровского промышленного района в Томскую область, будет способствовать освоению новых месторождений угля. В Казахстане линия Саяк - Яктогай послужит более полному освоению растущих перевозок сельскохозяйственной продукции и экибастузского угля. Перечень новых магистралей можно продолжить.

Недавно принято решение о строительстве новой железнодорожной линии Беркакит - Томмот - Якутск. Эта 830-километровая трасса имеет огромное значение для развития производительных сил северо-восточного региона страны, хозяйственного освоения уже разведанных богатых природных кладовых Якутии, где еще нет надёжных транспортных коммуникаций. Ввод магистрали даст мощный импульс и дальнейшему развитию Южно- Якутского территориально-производственного комплекса, севернее которого находятся запасы угля, железной руды, других полезных ископаемых.

Беркакит - Томмот - Якутск - меридиональная линия, идущая от БАМа строго на север. Здесь потребуется меньшее, чем на Байкало-Амурской магистрали, количество искусственных инженерных сооружений. И все же их предстоит возвести свыше 700, включая 20 больших мостов.

Магистраль рассчитана на тепловозную тягу. Здесь широко будут использованы автоматика и электрическая централизация стрелок, другая современная техника.

***

В Америке говорят, что у них в отличие от стран, где "отсутствует свобода", практически каждый имеет свободный доступ к любой информации. Насколько обоснованны подобные утверждения?

А. Коробов, Тула

ПОДОБНЫЕ утверждения - не более чем пропагандистский трюк. Примеров тому можно привести немало. И не только из области политики, но и экономики. Не так давно информационное агентство Ассошиэйтед Пресс опубликовало репортаж, который невольно опровергает голословные утверждения об "открытости" любых данных в США.

В 6.41 утра в министерстве сельского хозяйства США в Вашингтоне зажигается табло "Вход и выход закрыты". Принимаются строжайшие меру предосторожности, говорится в репортаже. Шторы на окнах опускаются и закрепляются проволочными зажимами. В кабинетах ведутся поиски электронных подслушивающих устройств. Телефонная и компьютерная связь прерывается.

Только после этого главные статистики правительства по вопросам сельского хозяйства принимаются за работу. Отгороженные от внешнего мира баррикадой из двух рядов двойных металлических дверей и охраняемые вооруженной полицией, они начинают составлять прогнозы урожая озимой пшеницы в стране.

Но к чему такая секретность?

"Информация о размерах американского урожая очень важна для торговцев, мукомольных предприятий и производителей зерна", - утверждает Рей Хэнкок, председатель Совета по прогнозам урожаев.

Судя по всему, секретность в последний раз была нарушена в 1905 году. Одни из высокопоставленных сотрудников совета сообщил торговцу хлопком сведения о будущем урожае, использовав оконную штору: подал сигнал, поднимая и опуская ее...

"Шпиона" поймали. И с тех пор все шторы на окнах тщательно закрепляются, когда происходит составление и подготовка к публикации прогнозов на урожай. Электронный век потребовал новых мер предосторожности против подслушивающих устройств. В наши дни в министерстве, на этом изолированном участке здания на пятом этажа и вокруг него, проводятся проверки на предмет обнаружения "жучков" - замаскированных передающих устройств. В дни, когда составляются прогнозы, один из техников несколько раз проверяет главный зал совета, где проходят совещания.

В этом году металлические огнеупорные двери будут закрываться 31 раз (не менее двух раз в месяц, нередко даже три раза) и целое крыло министерства сельского хозяйства на одном этаже будет изолировано на весь день или на часть дня.

"Кто бы вы ни были, если вы оказались там, вы не сможете выйти", - заявил Л. Доан Джуэл, секретарь Совета по прогнозам урожаев. Об этом мог бы рассказать продавец пепси-колы, который несколько лет назад, обслуживая сотрудников министерства, не успел вовремя выйти, заключает свой репортаж Ассошиэйтед Пресс. Как говорится, комментарии излишни.

***

Совершенно очевидно, что в настоящее время роль религии в идеологической борьбе заметно возросла. Чем это можно объяснить?

В. Косых, Целиноград

На вопрос отвечает кандидат философских наук, старший научный сотрудник Института научного атеизма Академии общественных наук при ЦК КПСС Ю. ПИЩИК.

В КОНЦЕ 50-х годов в капиталистическом мире заметно активизировались различного рода движения протеста против буржуазного образа жизни, против социального неравенства, расовой и других форм национального угнетения, идеологии неоколониализма и т. и. Одной из стихийных форм этого протеста было обращение к религии, религиозной идеологии, религиозной символике.

Буржуазные идеологи своевременно уловили эти тенденции и стали искусственно культивировать религиозные настроения, если можно так выразиться, в качестве "обводного канала" социального протеста. Таким образом, к 60 - 70 годам, с одной стороны, возник стихийный протест широких масс, прежде всего молодежи, против капитализма, а с другой - господствующие классы, создав "парниковые" условия для самых различных религиозных движений и организаций, стремились оформить этот протест в качестве религиозного.

На Западе был буквально выпестован целый ряд "религиозных движений", которые по своему существу фактически не имеют ничего общего с религией. В качестве примера можно привести так называемую "церковь унификации" Сан Мен Муна. Это типичный образчик "ловли душ", растленных западным образом жизни, опустошенных безысходностью существования человека (см. "АиФ" 1985, N 21).

Волнами прокатывается в капиталистических странах интерес к индуизму, йоге, буддизму, кришнаизму, исламу и т. д.

Религиозная тема, как известно, стала одной из ведущих и для средств массовой информации. Она находит все большее отражение в литературе, кино, на телевидении, в музыке. Так, 1971 г. был объявлен в США "годом Иисуса". И органы буржуазной пропаганды развернули кампанию в поддержку "движения Иисуса", стремясь внедрить в массовое сознание самые различные стереотипы, вплоть до взаимоисключающих: от аскетизма, воздержания и непротивления до открытой порнографии и крайне левого радикализма и "революционности".

Вторая причина активизации религии видится во всевозрастающих попытках привнести религию в мировую политику, использовать ее, с одной стороны, в целях политической консолидации западного мира, раздираемого внутренними противоречиями, а с другой - в качестве альтернативы социалистическому влиянию, прежде всего в странах Азии и Африки (см. статью "Религия в современном мире", "АиФ", 1985. N 16). Отнюдь не случайно такие деятели, как римский папа Иоанн Павел II и аятолла Хомейни, видят в религии средство решения мировых проблем.

К третьей причине можно отнести то, что религия все шире используется для ведения идеологической борьбы с социалистическими странами. Она рассматривается в качестве "троянского коня", способного изнутри разрушить социалистическое общество, разделив его по вероисповедному принципу.

Далеко не случайно сегодня происходит неуклонное возрастание роли религиозной проблематики в радиовещании на социалистические страны, увеличивается поток литературы, засылаемой в страны социализма, формируются и распространяются мифы о специфической роли религии и церкви в истории народов социалистических стран. Особенно активные действия в этом направлении ведутся против Советского Союза.

Важнейшее значение буржуазная и клерикальная пропаганда придает радиопередачам (как известно, в радиопередачах на нашу страну религиозная проблематика ежесуточно занимает 80 - 100 часов).

Растут и тиражи издаваемой за рубежом религиозной литературы. По данным так называемого Восточного библейского института в Стокгольме, за последние годы выпущено более 350 млн. экземпляров библии и другой религиозной литературы на русском и на 18 языках "неславянских народов".

Но не только "слово господне" стараются подсунуть нам наши идейные противники. Они шлют деньги, пытаются контрабандой провезти через границу множительную аппаратуру, магнитофоны, радиоприемники. Все это адресуется отдельным отщепенцам, не приемлющим советский образ жизни, социалистическую мораль. Именно на них прежде всего и рассчитывают буржуазные пропагандистские центры (см. "АиФ", 1984, N 50).

Основные "сюжеты", которые наши противники используют в своих идеологических диверсиях, - это прежде всего грубая фальсификация положения религии и верующих в нашей стране. Кроме того, часто современные буржуазные пропагандисты от религии пускаются в рассуждения о том, что церковь всегда играла и играет положительную роль в истории народов, что она является носительницей народной культуры. Даже современную советскую литературу и искусство буржуазные "богоборцы" силятся изобразить "тоскующими по богу". Некоторое время назад в Италии вышла антология советской поэзии под названием "Отзвуки религиозной поэзии в России". Какие же стихи были собраны в сборнике? Это произведения А. Безыменского, А. Твардовского, С. Щипачева, Н. Доризо и других советских поэтов. А включили их в антологию только потому, что в них встречаются слова "бог", "счастье", "любовь", "вера", "надежда". Не последнее место в идеологических диверсиях занимает тема национализма и религии. Народы нашей страны усиленно пытаются облачить в религиозные одежды: русский - православный, литовец - католик, татарин - мусульманин и т. д., пытаясь тем самым оживить националистические пережитки в их религиозной окраске.

***

Часто в нашей печати встречаю понятие "функциональная неграмотность" в западных странах. Что оно означает? Чем "функциональная неграмотность" отличается от обычной неграмотности?

Н. Внуков, Щелково, Московская обл.

ДА, в последнее время в странах Запада все чаще говорят о "функциональной неграмотности". Это означает, что человек, обладающий элементарными навыками письма, чтения и счета, во многих жизненных ситуациях обнаруживает явную недостаточность своих знаний.

Часто "функционально" неграмотные не могут разобраться в объявлении о приеме на работу, помещенном в газете, прочесть указатель в метро, объясняющий, где необходимо сделать пересадку, разобраться в схеме движения автобусов, и т. д.

По данным западной печати, в США сегодня насчитывается 60 - 70 млн. "функционально" неграмотных. Во Франции - примерно 8 млн., в Англии - более 2 млн. человек, в Канаде - около миллиона. Анализ уровня образованности в различных странах показал, что "функционально" неграмотными являются в подавляющем большинстве представители национальных меньшинств, безработные, люди, стоящие на низших ступенях социальной лестницы.

Причиной "функциональной" неграмотности является или невозможность получить образование, или плохое качество полученных знаний (что связано с сокращением средств, выделяемых на образование).

По свидетельству президента Бостонского университета Д. Силтера, аттестат об окончании средней школы - лишь "бумажка, которая не гарантирует соответствующего уровня образования, а большинство выпускников школ не обладают даже элементарными знаниями".

Ответы подготовили: А. ДАВИДЬЯНЦ, П. БАРОНИН, Н. СОБОЛЕВА.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно