18 (30) марта 1867 г. Россия продала Северо-Американским Соединённым Штатам Аляску за 7,2 млн. долларов. Тогда это считалось большим достижением дипломатии.
РУССКИЕ начали осваивать северное побережье Америки в первой половине XVIII века. С тех пор Аляска принадлежала России как стране её первооткрывателей на протяжении 126 лет.
Частное владение
СОБСТВЕННО говоря, утверждать, что на момент продажи Аляской владела Российская империя, было бы натяжкой. На самом деле эта территория принадлежала коммерческой организации под названием Российско-американская компания (РАК). Созданная в 1799 г. сибирскими купцами, она имела монопольное право распоряжаться всеми промыслами и ископаемыми в Русской Америке (то есть на Аляске и в Калифорнии), на Сахалине и Курилах. Огромные полномочия объяснялись просто: РАК работала под государственной "крышей" - покровительством царской семьи.
С одной стороны, такое положение было весьма выгодным и позволяло буквально творить чудеса. В разгар Крымской войны, например, РАК совершила фиктивную сделку со своими американскими партнёрами из Сан-Франциско, оформив на них всё имущество компании. Сделано это было для того, чтобы противники России - в первую очередь Англия - не покусились на Аляску. Но, с другой стороны, близость к российским верхам таила в себе и скрытую угрозу.
Всё на продажу
УГРОЗА реализовалась в конце 50-х гг. XIX в. в лице младшего брата Александра II - Константина Николаевича Романова, шефа Морского штаба России. Именно он впервые высказал идею о продаже Аляски. В качестве одного из главных аргументов выдвигалось "стеснённое положение финансов". Собственно таковым положение финансов в империи было почти всегда, что не помешало императору наложить на послание брата резолюцию: "Эту мысль стоит сообразить". Имперские чиновники начали соображать и вскоре досоображались до того, что Русскую Америку следует быстрее продавать, пока силой не отняли. Мнения отдельных несогласных в расчёт не шли.
До прямых переговоров со Штатами дело не дошло из-за начавшейся там гражданской войны, но после её окончания к этому вопросу вернулись. Главным переговорщиком от российской стороны был посланник в Вашингтоне Эдуард Стекль, который договорился о продаже Аляски за 7,2 млн. долларов. Причём 165 тыс. долларов из этой суммы были заплачены некоторым американским сенаторам и газетчикам в качестве взяток: в Вашингтоне тоже нашлось немало людей, считавших сделку ненужной.
Сейчас, по прошествии почти полутора веков, потрясает та лёгкость, с которой российские власти лишили себя 1,5 млн. квадратных километров. Правительство Александра II освободилось от Аляски как от "непрофильного актива". Особенно смехотворно выглядит финансовое обоснование "проекта": для бюджета империи, составлявшего тогда около полумиллиарда рублей (при примерном паритете стоимости рубля и доллара), эта сделка существенного значения не имела.