Еще пятнадцать лет назад за сотку земли в Красной Поляне, что под Сочи, не давали и ста долларов. А сегодня её жители ходят по миллионам. Земля взлетела в цене - перед Олимпиадой здесь построят международный курорт.
ОТ СОЧИ до Красной Поляны на машине полтора часа. "Хорошую дорогу недавно построили. До начала 90-х народ сюда на вертолёте добирался. В день было по два рейса. Платили 2 рубля и за 11 минут долетали из города в нашу деревню или обратно", - вспоминают старожилы. Вертолёты здесь и сейчас есть, только уже не рейсовые, а частные. В небольшой Поляне, окружённой горами, теперь всё, как в цивилизованной стране, - и земля дорожает космическими темпами.
Деньги украдут?
"В 2000 ГОДУ я продала часть участка по 800 долл. за сотку, - рассказывает пенсионерка Екатерина Прокофьевна. - Через несколько лет деньги опять понадобились, и мы продали 10 соток уже по 5 тыс. долл. И сильно прогадали - через месяц на другом конце посёлка часть участка продали уже по 50 тыс. долл. Почему? Престижными мы стали, по телевизору каждую зиму показывали президента в Красной Поляне. А после известия об Олимпиаде у нас меньше ста тысяч долларов за сотку не просят. Человек, которому мы продали землю, пока ничего на ней не строит, ждёт, что цены ещё выше взлетят".
Изначально у всех местных жителей были участки порядка 30 соток. У Екатерины Прокофьевны после всех "операций с недвижимостью" осталось около 10 соток, на которых расположились огород и домик, где пенсионерка живёт больше сорока лет. Каждый день её забрасывают листовками с предложением "выгодно продать землю". Но уезжать она не собирается, даже если посулят 200 тыс. долл. за сотку. "Деньги счастливыми не делают, - рассуждает Екатерина Прокофьевна. - Когда у меня сразу 50 тыс. долл. появилось, я их дома всё время перепрятывала - боялась, вдруг украдут. Хорошо, что они быстро разошлись: детям, племянникам помогла".
Однако не все жители Поляны могут распоряжаться своей землёй: только у половины из них участок оформлен в собственность. "Моим родителям полвека назад землю дал колхоз. После их смерти участок достался мне в наследственное пользование, - рассказывает другая пенсионерка. - В собственность не оформляла, потому что не по карману. Пенсия чуть больше тысячи рублей, а только проект межевания стоит в десять раз больше". Ей вторит соседка: "А что толку? Вот мне дети помогли, собрали бумаги, так чиновники больше года мурыжат".
И всё же получить землю в собственность можно. Воспользовавшись услугами специальных фирм. В Поляне их расценки известны всем - 20 тыс. долларов за участок. Есть и другой вариант: покупатель оплачивает оформление бумаг, за что несколько соток получает бесплатно.
Но краснополянцы расставаться с "олимпийской" землёй не спешат. В сочинском риелторском агентстве на просьбу подыскать "что-нибудь в Красной Поляне" было только одно предложение: дом в 100 м2 с евроремонтом, рядом участок 8 соток. Просили за это 1,5 млн. долл.!
Местные на время затаились, пытаются понять "расклад", хотя и переживают, что землю могут отобрать. Информация о будущем законе, когда частную землю якобы будут отбирать, будоражит население. Но паники нет: "Мы верим Путину, он по телевизору сказал, чтобы местное население не ущемляли". В действительности многие мечтают продать половину участка, чтобы на оставшейся земле отстроить новый дом.
Кто спасёт?
ЧТО же до известных людей, то их в Поляне пока немного. Лет 15 назад здесь приобрёл небольшой деревянный дом певец Вячеслав Малежик. Как утверждают местные жители, несколько лет назад купила участок Надежда Бабкина и теперь строит дом. Два года назад на курорт впервые попал президент Белоруссии Григорий Лукашенко, тогда он жил в доме у олигарха Владимира Потанина, а уже через год у "батьки" в Поляне появилась своя крыша над головой. У Владимира Путина на курорте президентского жилья нет. В свой первый приезд он остановился на госдаче, построенной ещё во времена СССР. И с тех пор не раз менял место дислокации. Как рассказывают очевидцы, президент ездит по трассе вместе с остальными туристами. Хотя, если разобраться, других вариантов просто нет. Ведь горнолыжная трасса в Поляне одна. К играм почти с нуля предстоит обустроить всю спортивную олимпийскую инфраструктуру.
Новые объекты уже начали возводить. Жители жалуются, что из-за этого их перестали пускать в местный лес, куда раньше они ходили за грибами и ягодами. Мусор со строящихся объектов не всегда вывозят, отчего берега близлежащей горной речки превратились в свалку. Обо всём этом краснополянцы говорят с болью, ведь место действительно уникальное. Недаром деревенская церковь носит имя святого Харлампия. Он славен тем, что во время мученической смерти за веру ему явился сам Господь и сказал, что исполнит любое его желание. И тот попросил: "Пусть в местности, где меня почитают, не будет ни голода, ни мора, ни тлетворного ветра, погубляющего плоды, но да воцарятся там мир и изобилие".
Хотя, возможно, для турецких рабочих, которые вывозят строительный мусор, это не аргумент.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА "АиФ"
Евгений БОГОМОЛЬНЫЙ, зам. руководителя Комитета Госдумы по собственности:
- ТАК называемый "олимпийский закон" может быть принят к концу года. Он не предполагает безвозмездного изъятия частной земли у граждан. Независимые оценщики "поставят" рыночные ценники на землю, которая должна уйти под строительство олимпийских объектов. Поэтому с оформлением участков в собственность следует спешить.