ДО НЕДАВНЕГО времени у меня были проблемы с позвоночником, и спаслась я благодаря совету великолепного мастера Большого театра Бориса Бакировича ПРАЗДНИКОВА. Какой удивительный человек, и даже фамилия у него подходящая. Ведь он несет людям праздник, праздник Здоровья! Это ли не счастье?! Пожалуй, лучше, чем сказала о массажисте и мануальном терапевте Большого театра Борисе Праздникове наша читательница Лариса Ивановна Пономаренко из Краснодарского края, не скажет никто.
Наш корреспондент Ольга ПЛАТОНОВА встретилась с Борисом Бакировичем в канун юбилея. 14 октября знаменитому доктору исполняется 60 лет. Впрочем, в этом году у Бориса Праздникова еще один юбилей - 30 лет работы в Большом театре.
Чудачества, определившие судьбу
- БОРИС Бакирович, как случилось, что мастер сборной СССР по самбо и дзюдо вдруг стал массажистом?
- Когда-то я хотел быть гинекологом, потом меня увлек спорт. А мою дальнейшую карьеру предопределила встреча с прекрасным преподавателем Анатолием Бирюковым, перед которым я преклоняюсь до сих пор. Я учился в институте физкультуры на кафедре спортивной медицины, и по программе у нас было сорок часов массажа. Когда Анатолий Андреевич увидел, как я работаю, он буквально заставил меня пойти к нему на двухгодичные курсы массажа. С этого все и началось...
- А как вы очутились в Большом театре?
- О балетном искусстве у меня было довольно смутное представления. Знал несколько знаменитых фамилий, и, пожалуй, все. По окончании института я работал в отделе гимнастики спортивной медицины Спорткомитета СССР, где помимо массажа приходилось заниматься и "костоправством". Наблюдал, как это делают бабушки в деревнях, вспоминал, как вправлял нам косточки в сборной СССР знаменитый Шустер. Потом о моих "чудачествах" стало известно в спортивном комитете, а затем и за его пределами. Однажды раздался звонок от Майи Плисецкой. У нее случилась беда - смещение позвонка поясничного отдела. Я приехал и буквально в течение часа поставил ее на ноги. Она-то и сказала, что я обязательно должен работать в Большом театре. И, возможно, была права...
- Наверное, с приходом в театр работы у вас поубавилось? Ведь травматизм - спортивная привилегия.
- Увы, и здесь травмы не редкость. Ведь эта профессия сопряжена с гигантскими физическими нагрузками. Травмы, растяжения, смещения - обычное дело. Правда, большая часть подобных неприятностей случается на гастролях, так как зарубежные концертные площадки отличаются от российских. Не случайно вместе с труппой на гастроли в обязательном порядке выезжает массажист. И вообще у нас в театре говорят, что самые главные здесь три человека - генеральный директор, главный бухгалтер и массажист.
От Кремля до самых до окраин
- К ВАШЕЙ помощи прибегали Ольга Корбут, Лариса Латынина, Галина Уланова, Марис Лиепа, Владимир Васильев, Павел Буре и даже Синди Кроуфорд. Говорят, что и сильные мира сего нередко обращались к вам. Не случайно в былые времена вас называли кремлевским целителем. С какими пациентами вам работать комфортнее и профессионально, и психологически?
- Конечно же, с моими российскими бабушками, которые, узнав, что я лечу за банку огурцов, помидоров, творог, молоко и даже пирожки, приезжают ко мне в Гжель, где я сейчас живу, со всех уголков нашей страны. Впрочем, мне нравится работать со всеми. У меня прекрасные дружеские отношения со многими звездами спорта и балета.
- При такой известности вам, наверное, грех жаловаться на жизнь?
- Как сказать. Наша профессия была всегда малооплачиваемая, поэтому приходилось подрабатывать. И сейчас, чтобы нормально жить, работаю в нескольких местах. Сами посудите: при окладе в 1800 рублей я трачу на дорогу из деревни в столицу 4100. Вот и получается, что за работу в театре я ему еще и приплачиваю. Много раз подумывал о том, чтобы уйти, но не могу, наверное, это уже фанатизм. Правда, и главную премию в своей жизни я получил в Большом театре - это моя жена Елена, которая работает концертмейстером здесь же...
О тайнах русского массажа
- Что вы можете сказать о "специалистах", которые, окончив месячные курсы, рекламируют себя асами массажа?
- Нужно бежать от такого специалиста. Как правило, такие скороспелые профессионалы умеют лишь с важным видом двигать руками. Но еще более опасны безграмотные мануальные терапевты, которые просто дурят народ, назначая по 10-15 процедур, когда хорошему мануальщику достаточно 1-2. Это не лечение, а афера. Только не путайте с массажем, там могут назначить и до 20 процедур, особенно если они направлены на восстановление после травм. Сейчас есть такие специалисты-мануальщики, которые за 2-3 минуты отправляют человека на операционный стол, вместо того чтобы вылечить. Как-то услышал о Касьяне и удивился: вроде бы я делаю то же самое, а 600 человек в день принять не получается. Как так? И тут он пригласил меня к себе, и тогда я понял, что у нас совершенно разный подход. Три минуты на человека - это утопия. С его способностями 600 человек - не предел. Только неизвестно, куда его пациенты после такого лечения попадут. Хороший хиропракт должен тратить на одного пациента 45-60 минут.
- Что вы можете сказать о так называемом восточном массаже?
- Я считаю, что восточный массаж должен делать восточный человек. В нашем массаже есть элементы шведского, финского и русского массажа. Что же касается "костоправства", то и здесь, несмотря на общую методику, наш подход отличен от зарубежного. Мы работаем на грани риска, когда все зависит от индивидуальности мануальщика, от какой-то тайны, скрытого момента. На Западе работа специалистов-мануальщиков предполагает длительное лечение, привязывающее к себе пациента на весьма продолжительное время, ведь там действует страховка, от которой зависит благосостояние доктора. Я же должен показать, что если пациент выбрал меня, то после первой же процедуры он должен почувствовать, что я ему помог. При этом я не делаю различий между богатыми и бедными, пожилыми и молодыми - перед болезнью все равны.
- Большой театр - довольно хлопотное заведение. Как вам удается справляться с внештатными ситуациями?
- За годы работы в театре я освоил еще несколько медицинских специальностей. Могу проконсультировать в области гинекологии, гастроэнтерологии. А психиатром быть я просто обязан. Ведь когда человек обнажает передо мной тело, то очень часто он открывает и душу.
Р. S. На фотографиях, подаренных Борису Бакировичу именитыми пациентами, написано: "Праздник, который всегда с нами..." Думаю, что под этой фразой могли бы подписаться и зрители Большого театра, которые, аплодируя артистам, сами того не подозревая, отдают дань и настоящему мастеру своего дела Борису Бакировичу Праздникову.
Борис Праздников и "АиФ. Долгожитель" советуют:
Смотрите также: