Примерное время чтения: 6 минут
88

Реформы детской несправедливости

Горше всего неправильности нынешней жизни воспринимают дети. И Министерству образования приходится вести настоящую войну за по-настоящему счастливое детство. В уходящем году получалось по-разному.

Кто убьет репетитора

ВЕЧНЫЙ родительский вопрос: "Есть ли шанс у ребенка поступить в вуз при отсутствии денег на репетиторов?" Чисто арифметический ответ дал на него недавно министр образования, профессор математики Владимир Филиппов. Суть в следующем. В России около 600 государственных вузов. В них в среднем по 10 приемных комиссий из 10 преподавателей. Если у каждого по 5 учеников, то всего таких "репетируемых" по стране 300 тысяч. А план приема на очные бюджетные отделения - 350 тысяч. Считайте ваши шансы!

Ведь очень трудно представить себе, что кто-то, "курируемый" членом приемной комиссии, не пройдет по конкурсу. Такое "репетиторство" сам министр называет откровенной коррупцией и "блатерством".

А как иначе? Ведь всем известно, что преподаватель, к примеру с мехмата МГУ, никогда не возьмется готовить абитуриента к сдаче экзамена по математике на экономический факультет МГИМО и наоборот. А расстояние между этими двумя вузами всего-то три километра. Но это по дороге, а отнюдь не по требованиям к соискателям студенческого билета. Требование же одно. Деньги за репетиторство или на платных подготовительных курсах должны быть уплачены исключительно людям того вуза, куда собираешься поступать. Цена вопроса в масштабах России, если считать, что пользующийся услугами репетитора старшеклассник получает полсотни уроков по средней цене 10 у.е. за каждый, почти миллиард рублей.

Какая часть этих денег уходит на то, чтобы всячески порочить единый государственный экзамен, напрочь выбивающий почву из-под ног приемно-комиссионного "репетиторства", можно только догадываться. Тем не менее Минобразования всячески расширяет эксперимент по ЕГЭ, который поддерживают в первую очередь дети и родители, именно в силу куда большей его справедливости по сравнению с результатами обычных вступительных экзаменов. Полностью от репетиторства ЕГЭ, конечно, не избавит. Но это будет реальная подготовка к нормальному экзамену, а не плата за гарантированное поступление для избранных.

Семь единиц за четверть

ЕСЛИ ЕГЭ вовсю набирает обороты, то реформирование системы оценивания знаний школьников только начинается. Наконец-то и на государственном уровне усвоили, что дело не в том, по какой пяти-, семи-, десяти- или стобалльной шкале оценивать ученика. Это, что называется, мелкие технические детали. Надо просто перевернуть ныне действующую крайне порочную и в корне несправедливую "пятибаллку" с ног на голову.

Нынешняя оценка репрессивна, поскольку построена "сверху вниз". Смотрите. Знает и понимает - "отлично", знает, понимает, но чего-то не хватает - "хорошо", кое-как знает и с трудом понимает - "удовлетворительно". Ничего не знает и не понимает - "пара". Просто бездельничает или, как сказано в инструкции, "результат письменной работы или устный ответ отсутствуют" - "кол".

Достаточно сделать единицу положительной и переводной отметкой, и все придет в норму. Правда, ее тоже придется заработать. Например, научиться отличать треугольник от квадрата. Знать определения этих фигур - два балла, основные свойства - три. Умеешь решать стандартные задачи и доказывать теоремы - четыре. Ну, а все, что выше, - это уже пятерка.

Ясно, что первый - единичный - уровень можно задать таким, что его освоит любой. А дальше расти, насколько хватит сил и таланта. Понятно и справедливо. В первую очередь для детей. И настораживать может только отсутствие оценок. Но такое вряд ли случится, если каждый сможет выучить хотя бы на единицу. И никого не будет пугать куча единиц за четверть.

Затраты на такую оценочную реформу по сравнению с тем же ЕГЭ просто смешные. Нужна только министерская воля, и будем надеяться на ее проявление в полном объеме уже в наступающем году.

Недорезанные гособстады

НО НЕ ВСЕ так оптимистично. На фронтах государственного образовательного стандарта ситуация близка к критической. Нет, работа над ними идет. Но министерство здесь в глухой обороне: серьезно разгрузить стандарты не удается, хотя перегруженность школьных программ давно уже стала притчей во языцах.

Хорошо известен последний пример, когда 200 директорам питерских школ дали по 100 вопросов из детских учебников по математике, физике, химии и биологии. Более или менее справились с ними только 20%. И меньше 5% сказали, что этому надо учить в средней школе.

Единственное достижение здесь - это принятие концептуального решения о профильной старшей школе. Там детей, естественно, тоже будут "грузить" по полной программе, но хоть не по всем предметам сразу, а только по "профильным".

По школам снова бродят санитары

ВЕЛИЧИНЫ школьной нагрузки определены новыми Санитарными нормами СанПиН 2.4.2.1178-02. Они утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ N 44 28.11.02 и зарегистрированы Минюстом.

Объемы по-прежнему неподъемны. Так же, как и раньше, от 25 часов в неделю в начальной школе до 36 для старшеклассников. Нетрудно подсчитать, что вкупе с домашними заданиями, которые по правилам могут длиться от 1,5 часов во втором классе до 4-х в старших, общая учебная нагрузка ученика выпускного класса составит 60 часов в неделю. Сравните это с узаконенной рабочей неделей для взрослых, и станет ясно, почему из каждых 10 выпускников "практически здоров" только один.

Главному санитару страны это прекрасно известно. Впрочем, как и требования специалистов НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей. Они полагают, что "все виды учебных занятий, включая факультативные и дополнительные" в 1-м классе, не должны занимать более 15 часов в неделю, и никаких домашних заданий. А в старших классах предел - 25 часов при 15 часах на самоподготовку.

И возникает вопрос. Почему одно ведомство буквально воюет за духовное здоровье молодежи, устанавливая все более справедливые правила игры на образовательном поле, а другое, призванное хранить физический потенциал своих, в том числе и юных, граждан, поступает наоборот? А ведь насколько лучше стало бы детям, если бы все новации принимались исключительно в их пользу. Может быть, в новом году получится?

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно