РЕВОЛЮЦИОННОСТЬ - это не обязательно коммунизм. Это борьба с системой. С системой подавления, угнетения и нивелирования человеческой личности. Данный "красный" список состоит из выдающихся леваков мирового кинематографа, наиболее последовательно проявивших себя в борьбе с этой самой системой.
ЛЕВАЦКИЕ идеи, в пристрастии к которым был обвинен Чарли Чаплин (очевидно, небезосновательно), стали поводом для выдавливания великого комика из Нового Света. "Охота на ведьм", инициированная сенатором Маккарти , каленым железом выжигала в Голливуде всю прокоммунистическую крамолу. Многие кинематографисты либо покидали страну, либо же вынужденно стучали друг на друга с целью сохранения возможности работать.
50-60-е годы в Британии ознаменовались бунтами так называемых "рассерженных молодых людей", в 1956 году организовавших группу "Свободное кино" и провозгласивших "доверие к действительности". Оксфордские интеллектуалы выплескивали на экран откровенную пропаганду образа жизни рабочего класса (суровая одежда, тяжелые ботинки, вечера в пабах с обязательной пьянкой и дракой). "Одиночество бегуна на длинную дистанцию", "Оглянись во гневе" и "Вкус меда" Тони Ричардсона, "В субботу вечером, в воскресенье утром" и "Мамочка не позволяет" Карела Рейша, "Такова спортивная жизнь", "Если..." и "О, счастливчик!" Линдси Андерсона - эти фильмы есть цепь бесплодных усилий по разрушению монолита британского буржуазного общества и абсолютной уязвимости "маленького человека".
Кен Лоуч - социалист, латентный революционер-подрывник, на протяжении всего своего творчества обращающийся к теме социального неравенства и угнетения рабочего класса. "Птенец" признан многими европейскими критиками лучшим послевоенным британским фильмом. А после "Кэти, вернись домой" английским парламентом был принят закон о жилье для бездомных, что несколько дезавуирует утверждения пессимистов о безучастности социума к благотворной силе искусства.
Маоист и троцкист Жан-Люк Годар - отец-основатель "новой волны", кинематографический хулиган и одно из главных действующих лиц студенческого мятежа в Париже 68-го года, самый яростный и отчаянный революционер (во всех смыслах этого слова) от киноискусства. Он не только реализовывал авангардно-сюрреалистические эксперименты в области кино ("Уикенд", "Китаянка", "Безумный Пьеро"), но и лично координировал студенческие отряды, возводившие баррикады, и провоцировал массовые волнения короткометражными агитками леворадикального толка.
Одним из крупнейших теоретиков марксизма в кино являлся Пьер Паоло Пазолини - активный член Итальянской компартии, проповедник идей слияния христианских и коммунистических доктрин, экзистенциальный борец с засильем буржуазного образа жизни. Его герои - деклассированные обитатели римского дна, отверженные обществом потребления ("Аккаттоне", "Мама Рома") и мученики, своими страданиями искупающие грехи капиталистического мира ("Теорема", "Свинарник"). Смерть Пазолини окутана непроходимой завесой таинственности: существуют версии гибели режиссера от рук неофашистов, "красных бригад" (!) и даже любовника-гомосексуалиста.
В современном кинематографе с леваками худо. После "Танцующей в темноте" некоторые поспешили отнести к оным Ларса фон Триера, но едва ли об этом можно рассуждать серьезно. Увы, бунтари повывелись. А если и встречаются, то выглядят весьма причудливо, как, например, миллионеры с леворадикальными взглядами Тим Роббинс и Сьюзен Сэрандон, считающиеся в Голливуде революционерами почище старины Фиделя. Для обретения данного имиджа им хватило всего нескольких прокоммунистических митингов и скандалов...