Примерное время чтения: 5 минут
309

Присосалась, пиявка!

В ДАЛЕКОМ детстве со мной случилась пренеприятная история. Жарким летним днем я отправилась на пруд. Прямо у берега, в мутной воде, обитали большие черные пиявки. И я решила попробовать себя в роли Дуремара... Кончилось все печально. Из пруда меня, уже в бессознательном состоянии и изрядно покусанную пиявками, выловили проходившие мимо дачники, а страх перед извивающимися в воде черными тварями остался на всю жизнь. Поэтому, получив соответствующее редакционное задание, я испытала легкий приступ тошноты. Однако виду не показала и смело отправилась на подвиги. В смысле - в Международный центр медицинской пиявки, который находится в окрестностях подмосковной станции Удельная.

"Мои дорогие козявочки"

ЕЛЕНА Дмитриевна, сотрудник Центра, улыбчивая, в белом халате, ведет меня в лабораторию, которая больше похожа на погреб, многократно увеличенный в размерах. Почти все помещение занимают длинные стеллажи от пола до потолка. На каждой полке - большие стеклянные банки в ряд. С водой. А в воде... Бррр! Лучше туда не смотреть. "Вот здесь и живут наши пиявушки", - с нежностью говорит Елена Дмитриевна, и чувство такта подсказывает мне, что от проявления собственных чувств к "гирудо медициналис" (латинское название этого "вампира") здесь лучше воздержаться.

Мы направляемся к двери с интригующей надписью: "Комната для спаривания маток". Вообще-то, объясняют мне, пиявка - гермафродит. Но для спаривания ей необходим партнер. Экземплярам, находящимся здесь, повезло: они уже точно не попадут в аптеку. Их цель - продолжать собственный, пиявий род. За дверью - все те же стеллажи с банками. В воде зависают большие черные "козявки": скрещиваются. Беременную пиявку пересаживают в другую емкость - с торфом и переносят в отдельную "Комнату для закладки маток". Там темно и пахнет сыростью. Елена Дмитриевна берет с полки банку. Между кусками торфа лежат кусочки желтого поролона размером с оливку. "Это кокон, из которого потом появится пиявка, - говорит Елена Дмитриевна. - Да вы возьмите в руки, потрогайте..." С содроганием беру двумя пальцами мягкий поролоновый комочек. Из небольшого отверстия высовывается "нос" крошечной пиявки. Испытываю смешанное чувство брезгливости и умиления... "Коконы мы потом разрываем, пиявочек высаживаем в воду. Через неделю-две начинаем кормить..."

Подходим к "Столу для кормления". На столе - 5-6 поддонов, похожих на сита. Дно каждого - тонкая пленка, пропитанная кровью. Она имитирует кожу животного или человека. В поддонах копошатся "козявки": присосавшись к пленке, едят. Наевшихся снова рассаживают по банкам. "Пиявки предпочитают свежую, теплую кровь, - продолжает рассказ Елена Дмитриевна. - Предварительно она проходит тщательный контроль. Пиявки вообще очень чувствительны - к пище, воде, воздуху, свету, звукам..." Сотрудники центра стараются не шуметь: их подопечные предпочитают тихую музыку или шелест листвы. Вода предварительно очищается от хлора и вредных примесей. В воздухе не должно быть пыли, резких запахов... Не без внутреннего трепета узнаю, что на прокорм "вампирушек" уходит 30 литров крови крупного рогатого скота в неделю. Правда, кормят кровососов нечасто. Интервалы могут составлять от двух недель до двух месяцев. Впрочем, это еще по-божески: в природе "козявка" весом 2-3 грамма может не есть целый год. Подросших "воспитанников" сортируют: кого-то продолжают кормить, а кого-то - отправляют на "работу". "Продавать пиявок надо голодными. Чтобы потом они захотели присосаться к больному, - говорит Елена Дмитриевна. - Поэтому наши пиявочки сначала голодают три месяца и только потом отправляются на сертификацию".

От больной головы

ПИЯВКА, отправляющаяся к покупателю, должна соответствовать требованиям определенной фармстатьи. Она должна быть активной, здоровой и красивой. Вес - от 0,5 до 3 граммов - в зависимости от того, для каких целей ее будут использовать. К примеру, косметологи, офтальмологи, детские врачи, стоматологи и гинекологи больше любят маленьких кровопийц, а вот хирурги и терапевты предпочитают экземпляры покрупнее. "А пациенты не боятся их?" - "Кусается пиявка совсем не больно: похоже на ожог крапивой. Потом пиявочка начинает отсасывать кровь и параллельно пускать в тело "жертвы" свою слюну. В слюне содержатся обезболивающие, иммуностимулирующие компоненты. Так что через некоторое время пациент ощущает уже только прилив энергии и находится в состоянии, близком к эйфории. Но заниматься гирудотерапией самостоятельно не стоит. Только врач знает, куда, как и сколько пиявок ставить. Например, если болит голова, пиявок, как правило, лепят в область копчика. Кроме того, важно правильно обработать ранку, оставшуюся после процедуры, и аккуратно ухаживать за ней. Одна дама, был случай, вместо стерильной повязки наложила на место укуса... газету. Понятно, полтаблицы Менделеева попало ей в кровь. Хорошо, хоть до заражения не дошло!" Наевшись кровушки, пиявка отваливается сама.

В косметологии и профилактической медицине широко применяются средства на основе биологически активных веществ, выделяемых "пиявушками". Чтобы получить необходимые компоненты, пиявок... доят! Процесс напоминает отцеживание яда у змеи.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно