ГОВОРЯТ, что на следующий же день после открытия памятника первопечатнику Ивану Федорову у подножия гранитного постамента появился венок с надписью: "Первому мученику российской печати". Это отчасти было правдой: опальный дьяк "Ивашка Федоров" бежал от преследований властей в Литву и погиб на чужбине. Сейчас, спустя 440 лет после выхода первой русской печатной книги и 95 лет со времени открытия памятника, стало ясно: невезучесть дьяка-печатника мистическим образом передалась его бронзовому изображению.
МАГИЯ круглых дат: 70 лет назад бронзовый Федоров был лишен "места прописки". Храм св. Троицы на Полях снесли, Китайгородскую стену взорвали, и первопечатник внезапно очутился на пустыре, заваленном битым кирпичом и строительным мусором. Лишенный спокойного фона и достойного окружения памятник перетащили на нынешнее место. Впрочем, отход от исторической правды был невелик: перенесли Федорова аккуратно, да и место основания первой русской типографии, она же Государев Печатный двор, служившее памятнику привязкой, по-прежнему было сравнительно рядом. Неаккуратно с первопечатником поступили совсем недавно, обложив памятник казенного вида новоделами и разместив в них "элитные магазины". "Это хамское отношение к истории, - заявил член Экспертно-консультативного общественного совета при Москомархитектуре Алексей Клеменко. - И подобное с советских времен ничуть не изменилось. Ведь на самом деле и перенос памятника, и застраивание пространства вокруг него звучит одинаково: разрушение исторического контекста. Памятник Ивану Федорову я называю "гулящим", но его можно назвать и удивительно невезучим. У нас переносили многие памятники - и Пушкина, и Гоголя, и Минина с Пожарским... Но ни в одном из этих случаев монумент не был "добит" дополнительной застройкой. Так "повезло" только первопечатнику".
Впрочем, по мнению архитектора, памятник перенести все-таки можно, но с соблюдением ряда условий. Во-первых, желательно установить, нельзя ли обойтись без переноса вообще и каким образом можно сгладить "убийственный эффект соседства прекрасной скульптуры работы Сергея Волнухина с этим кошмарным новоделом". Во-вторых, следует восстановить историческую справедливость и вернуть монумент на прежнее место, благо это относительно недалеко. В-третьих, ни в коем случае не искать простых решений - они почти всегда неверны. "Перенос памятника должен стать предметом уважительного научного обсуждения, - уверен Клеменко. - И, кроме того, предметом общемосковского референдума..."
А пока при взгляде на памятник Ивану Федорову создается впечатление, что первой русской печатной книгой был не "Апостол", а рекламный проспект ювелирного бутика.