Подтопления, оползни и карстовые пустоты - эти процессы геологического характера необходимо держать в Москве под контролем.
ГЕОЛОГИ по-прежнему спорят, возможно ли в столице сильное землетрясение или локальные толчки, в результате которых здания могут покоситься, а то и вовсе просесть на несколько метров. Представители официальной науки уверяют: вероятность землетрясения в нашем регионе менее 5%. Мы живём на стабильном участке - мощной Восточно-Европейской платформе. Никакой глубинной сейсмической активности здесь в принципе быть не может. Смеются они и над гипотезами об "оживающих разломах", "кремлёвском кресте" и скапливающихся в недрах газах, якобы способных сдетонировать от толчка и спровоцировать взрыв.
"Газы, будь то гелий или радон, выделяющиеся из недр земли, не накапливаются во взрывоопасных количествах в карстовых пустотах - это проницаемый известняк, а не гранитные массивы, - утверждает Светлана Балашова, зам. директора ГПУ "Мосэкомониторинг". - Но мелкие деформации, провалы грунта возможны".
Подъём с глубины
ВОПРЕКИ расхожему мнению подтопленный дом - не тот, у порога которого стоит вода. Достаточно того, чтобы грунтовые воды были на глубине трёх метров, - таким образом они уже достигнут расположения основной части городских подземных коммуникаций и подвалов зданий.
"Несколько лет назад коллеги из ФГУП "Геоцентр-Москва" выяснили, что около 50% территории мегаполиса находится в подтопленном или периодически подтопленном состоянии, - рассказывает Балашова. - Помимо естественных причин (природное строение территории, рельеф) есть причины и техногенного характера, одна из которых - утечки из водонесущих коммуникаций. Другие факторы - аварийные сбросы воды, изменение гидрологического режима грунтовых вод при строительстве, таяние снега над теплоцентралями, его искусственное перераспределение при очистке улиц и тротуаров, осадки".
Ущерб от подтопления виден не сразу, в этом его особенность. Грунтовые воды на территории города химически загрязнены. Поэтому на участках, где они близки к поверхности, существует опасность постепенного разрушения фундаментов зданий и сооружений. Ржавеют металлоконструкции, могут выйти из строя водонесущие коммуникации, отчего уровень подтопления только увеличивается. Страдают и растения - в качестве примера специалисты приводят Воронцовский парк. В последние годы грунтовые воды поднялись здесь до глубины менее 0,5-1 м от поверхности. Итог - массовая гибель деревьев и кустарников.
Интенсивная жилищная застройка - ещё одна причина подтоплений. Проектировщики по-своему перепланируют территорию, "перепахивают" рельеф, уничтожая овраги и овражки - естественный дренаж. Скажем, пока юго-запад Москвы не представлял интереса для строителей, грунтовые воды залегали там на глубинах более 10 м - мудрая природа сама спланировала водоотводную сеть. С середины 60-х уровень подземных вод стал расти.
Воробьёвы горы под угрозой?
ПРОВОДЯТСЯ наблюдения и за оползнями (см. список). В прошлом году учёные зафиксировали, что на 5 участках долины р. Москвы - Воробьёвы горы, Коломенское, Москворечье, Хорошёво-2, Нижние Мневники - оползневые процессы активизировались. Особенно на Воробьёвых горах, поскольку склоны здесь интенсивно обводнены. Участок, над которым нависла угроза, довольно велик - от Андреевского монастыря до метромоста. Значит ли это, что уже ближайшей весной в реку может сползти смотровая площадка МГУ вместе с рестораном, трамплином и опорами моста, по которому ходят поезда Сокольнической линии? "В районе метромоста фиксировались подвижки, в том числе в 2003 г., но ужасы Москве не грозят, - поясняет Светлана Балашова. - Активизация оползневых процессов отмечается в столице каждую весну, однако их масштабы не приводили к катастрофическим последствиям. Кроме того, мы говорим о движении грунта не в верхней части, где располагаются смотровая площадка и другие объекты, а в средней части склона. Мелкие же оползни постоянно деформируют эскалаторную галерею станции метро".
Виной всему не только нарушение режима грунтовых вод. К оползням приводит ещё и вырубка деревьев на склонах. Пока ситуация стабилизировалась, однако она может быть нарушена как природным, так и техногенным воздействием. Ещё в 1950-1960-х гг. были выполнены противооползневые мероприятия на 6 участках - Воробьёвы горы, Коломенское, Фили-Кунцево, Хорошёво-2, Поклонная гора, Тушино. Там были отмечены активные подвижки и существовала угроза сохранности важных инженерных сооружений. Но в настоящий момент этих мер недостаточно и необходимо решить вопрос об осуществлении общегородской программы противооползневых мероприятий.
Столица не только постепенно сползает в реку, но и частями проседает под землю из-за карстовых пустот. Особо отличается северо-запад. На участке Ходынского поля (Хорошёвское ш., проспект Маршала Жукова и др.) геологи насчитывают 42 провальные воронки. В своё время из-за этих просадок были разрушены 3 жилых дома. "Наблюдения ведутся за всеми геологическими процессами - подтоплениями, оползнями, карстовыми деформациями, - подводит итог Светлана Балашова. - Ни одно строительство не осуществляется без заключений специалистов нашей организации и ГУП "Мосгоргеотрест". Однако в результате многолетней деятельности людей и развития природных процессов рельеф города постепенно меняется, и, наверное, всё труднее заметить, что Москва изначально стояла на 7 холмах".
По оценкам специалистов, суммарная площадь участков, которые потенциально опасны для строительства, достигает 15 км2. И эта территория со временем может увеличиваться.
Где в Москве есть угроза оползней
1. Коломенское. 2. Поклонная гора. 3. Набережная Тараса Шевченко. 4. Капотня. 5. Фили-Кунцево. 6. Нижние Мневники. 7. Хорошёво 1, 2. 8. Серебряный Бор. 9. Щукино. 10. Тушино. 11. Сходня. 2. Москворечье. 13. Чагино. 14. Ростовская набережная. 15. Ходынка.
Александр ЛЕВЧЕНКО, первый зам. главы Департамента градостроительной политики, развития и реконструкции г. Москвы:
- МОСКВА - конечно, сложный с геологической точки зрения город. Но сегодня проектирование зданий находится на высоком уровне, появились сверхпрочные материалы. Так что строить можно почти на любых существующих грунтах. Однако это не значит, что на геологию мы не обращаем внимания. Даже малозаметные внешне подземные процессы, которые тем не менее могут привести к неприятным последствиям, мы обязательно учитываем при строительстве.