Примерное время чтения: 7 минут
6219

Жизнь и смерть Генриха Ягоды

65 лет назад, 26 ноября 1935 года, впервые в СССР было введено звание "Генеральный комиссар государственной безопасности", что приравнивалось к воинскому званию "Маршал Советского Союза". В тот же день это звание комиссара было присвоено действующему наркому внутренних дел СССР Генриху Григорьевичу Ягоде.

ГЕНРИХ ЯГОДА - генеральный комиссар государственной безопасности Советского Союза - говаривал так: "Мы можем сделать сексотом кого угодно и, в частности, людей, совершенно враждебных Советской власти". Красиво сказано. Хочу напомнить, что уже через три года, в застенках своего родного учреждения, с тонких дрожащих губ Ягодки, как его звали за глаза, слетела фраза покаяния: "Бог все-таки есть..." Причем, по слухам, когда его вели на расстрел, он запел "Интернационал".

Откуда же появился этот камерный певец на политическом Олимпе Советского Союза, которому по настоянию Сталина перестали инкриминировать работу на Нижегородское охранное отделение полиции? Создается впечатление, что Советским Союзом управляла кучка провокаторов, дорвавшихся до власти. Судите сами: Ленин - немецкий шпион, Сталин обвинялся в работе на все ту же царскую охранку, Берия считался действующим агентом мусаватистов, Вышинский лично подписывал приказ о задержании Ульянова-Ленина в Петербурге, и, поверьте, этот список можно продолжать до бесконечности. Так что вопрос с Генрихом Ягодой и его работой на царскую охранку так же естественно замяли, как он и возник. Но вот подделки партийных документов ему не простили. Дело в том, что он всегда указывал датой своего вступления в РСДРП 1907 год, а на самом деле еще до отъезда из Нижнего Новгорода, то есть до 1913 года, находился вместе с одной из своих сестер в рядах анархистов, где играл не последнюю роль и был правой рукой руководителя организации некоего господина Чемборисова, опять же впоследствии разоблаченного как провокатора и негласного осведомителя охранки. Мало того, будущий народный комиссар внутренних дел Советского Союза вообще не имел никакого образования. Знаменитый министр ГБ Абакумов имел хоть шесть классов. А тут конкретная формулировка - "не обучался, не оканчивал".

Понятное дело, у Генриха Ягоды были свои университеты, по Горькому. Правда, он, говорят, целых 2 месяца проходил в учениках у местного аптекаря, но никогда и никакого провизорского образования не имел, и все его громкие заявления, что он знаток ядохимикатов, ничего не стоили. Фармацевтом была его супруга, урожденная Ида Леонидовна Авербах - родная племянница Якова Свердлова, у отца которого он работал в подмастерьях не то в часовой мастерской, не то в ювелирной лавке.

Ягода воевал на Южном фронте, где-то недалеко от Сталина, Ворошилова и Адама Шнайдера, а быть может, рядом с ними, все-таки Южный фронт. И с 1919 года он уже трудился в Наркомате внешней торговли. На XVI съезде его избрали кандидатом в члены ЦК партии, на XVII - членом ЦК ВКП(б). В далекие 20-е годы Ленин лично подписал ему удостоверение члена коллегии ВЧК. А легендарный Феликс Дзержинский пригласил его для чекистской работы. В 1927 г. его в составе 35 чекистов и военных наградили орденом Красного Знамени за боевые отличия в борьбе с контрреволюцией, шпионскими, бандитскими и другими враждебными Советской власти организациями, а также за боевые заслуги на фронтах. В 1930 г. награжден уже вторым орденом Красной Звезды.

В 1933 г. они со Сталиным и большой группой партийных работников и писателей плыли по Беломорско-Балтийскому каналу на теплоходе "Анохин". Ягода показывал вождю свою работу и работу 19 шлюзов. Сталин остался доволен работой, за что Ягода один из первых получил орден Ленина. В декабре того же года Высшую пограничную школу ОГПУ наградили почетным знаком ВЧК-ОГПУ и присвоили ей имя заместителя председателя ОГПУ Ягоды.

Именно он - Ягода - ввел в НКВД СССР новую форму для старших офицеров, красоте и роскоши которой могли позавидовать даже царские офицеры. Белый китель с золотым шитьем, голубые брюки и позолоченный кортик. Именно он отдал распоряжение о демонстративной, торжественной смене караула у главного подъезда на Лубянке. Любил покойный помпезность и роскошь.

Но ничто не вечно под луной. Кто-то рассказывает, как пьяный Ягода закатил скандал на даче у Сталина и обещал всех пересажать. Другие шепчут, что бдительный Ежов, тогда еще партийный функционер, находящийся на связи с НКВД, случайно увидел во дворе Лубянского комплекса дюжих ребят, тренирующихся одним ударом убивать противника. Он донес об этом самому Сталину и обрел новый статус. Но пока человечество не изобретет машину времени, нам не узнать тайну смещения Ягоды.

Случилось это 26 сентября 1936 года. Генриха Григорьевича попросили освободить кресло наркома внутренних дел и плавно переместиться в кресло наркома связи СССР, сменив на этом посту Александра Ивановича Рыкова - первого наркома внутренних дел России. (Рыков пробыл на этом посту всего 9 дней, с 8 по 17 ноября 1917 года.) Уже через четыре месяца, 29 января 1937 года, ЦИК СССР принял решение о переводе в запас генерального комиссара государственной безопасности Г. Г. Ягоды. А 3 апреля его уже отстранили от занимаемой должности наркома связи СССР и возбудили уголовное дело, чтобы 4 апреля арестовать. Причем, по настоянию Сталина, Ягода за несколько месяцев до ареста переехал на житье в Кремль. По всей видимости, Сталин придумал такую форму домашнего ареста. Ведь сам-то он уже давно облюбовал другое местожительство - на ближней даче в Кунцеве.

Сразу после ареста Генриха Григорьевича из окна 7-го этажа на московский асфальт выпал его личный секретарь товарищ Чертков, а чекисты при обыске на квартире Ягоды обнаружили более 3 тысяч порнографических снимков с участием жен видных деятелей партии, науки, культуры и армии, не считая обнаженных композиций из балерин, спортсменок и простых граждан СССР.

14 апреля 1937 г. орденоносная пограничная школа была лишена права носить имя Генриха Ягоды.

Почти через год, 2 марта 1938 г., начался процесс, где главными действующими лицами выступали Рыков с Бухариным, а остальные 19 человек были пристежными, в том числе и Ягода. С какой горечью бывший нарком внутренних дел сказал прокурору процесса Вышинскому сакраментальную фразу: "Очень сожалею... что, когда мог это сделать, я всех вас не расстрелял". Или вот еще одно признательное заявление Ягоды, обращенное к военной коллегии Верховного суда СССР: "Заявляю категорически, что убийство Кирова было проведено по решению правотроцкистского блока". Он также признался в участии и убийствах Менжинского, Куйбышева, сына Горького и самого Алексея Максимовича, ну и, разумеется, в подготовке покушения на нового наркома внутренних дел СССР Ежова. Когда же Вышинский стал обвинять Ягоду и в шпионаже, Генрих Григорьевич гордо заявил: "Если бы я был шпионом, то уверяю вас, что десятки государств вынуждены были бы распустить свои разведки". 13 марта 1938 г. военная коллегия Верховного суда СССР приговорила 17 из 21 обвиняемых к высшей мере социальной защиты общества - к расстрелу.

15 марта 1938 г. всех их расстреляли - и Рыкова, и Бухарина, и Ягоду.

Вслед за самим Ягодой были репрессированы все его близкие родственники - около 20 человек. Сын, как ни странно, выжил и, освободившись в 1953 г. по амнистии, продолжил род наркома внутренних дел Генриха Ягоды.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно